Социум

Подшляпное партнёрство

Номенклатуре нужен ручной бизнес Глава государства приказал дружить с частным бизнесом. VIP-номенклатура взяла под козырек и активно начала брать в свои руки контроль над значимыми представителями бизнеса, облагораживать номенклатурно-коммерческие связи с нужными бизнесменами. Западное public-private (общественно-частное) partnership превратилось в белорусском законе в государственно-частное партнерство. Наши чиновники даже на уровне термина не могли допустить первенство общества, тем более бизнеса. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Это про белорусскую версию государственно-частного партнерства (ГЧП). Его положения не позволяют создать полноценное партнерство. Оно основано на повально игнорируемых в стране принципах. Выбор партнера для бизнеса с государством тоже обставлен жесткими процедурами. Номенклатура выбирает только из своей среды.

Теорию и практику взаимоотношений бизнеса и государства в Беларуси в свежих «Экономических диалогах» обсуждают руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид ЗАИКО и постоянный автор «БелГазеты», руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК.

СОЮЗ МЕЧА И ОРАЛА

Ярослав Романчук: - Ни Беларусь, ни Россия, ни Украина не додумались до такого казуистического и циничного способа облапошивать бюджет и налогоплательщиков как государственно-частное партнерство (ГЧП). Для наших стран это была чуждая теория. Она пришла к нам с Запада - через Всемирный банк, ООН, МВФ, ОЭСР и другие международные миссионерские структуры. Это сознательная интеллектуальная диверсия или просто поведение божьих одуванчиков, которые сидят в этих западных структурах, не понимая сути происходящих процессов на постсоветском пространстве, думая, что их предложения, советы и деньги под них - это благо?

Леонид Заико: - Начинать надо с теории. Есть три ведущих макроэкономических субъекта: правительство, корпоративный сектор (предприятия) и домашние хозяйства. Эти субъекты дистанцируются друг от друга. Взаимодействуют только с точки зрения чисто практической экономики. Правительство принимает решения, оказывает воздействие на налоговую и фискальную политику, устанавливает ограничения или, наоборот, способствует развитию конкуренции. А сотрудничество или партнерство корпоративного сектора с правительством не нужно.

Романчук: - Почему родилась идея ГЧП? Иногда у государства нет денег на какие-то инфраструктурные проекты. Поэтому, руководствуясь теорией public goods [англ. общественных благ. - «БелГазета»], предполагалось, что честное партнерство государства и частного бизнеса будет соответствовать интересам развития как страны, так и бизнеса. Ключевое слово «честное».

Заико: - Безукоризненное ГЧП было во времена Третьего рейха. С 1933г. по 1945г. крупные авиационные и автомобилестроительные заводы Германии, такие как «Мессершмитт АГ» и «Даймлер АГ», работали по заказам немецкого правительства и вермахта. Партнерство было вплоть до поставки рабочей силы - заключенных - на заводы, вплоть до использования правительственных земель. Был создан союз меча и орала, который привел Германию к нацизму, сделал ее тоталитарным государством - именно ГЧП в милитаристском духе и дало нацистскую Германию. Если бы партнерства между бизнесом и государством не было, а была разделительная стена, то демократических основ в Германии было бы больше. Поэтому я принципиальный противник ГЧП. Я воспитывался в Германии и знаю, что немецкий вариант ГЧП привел страну к краху. ГЧП уничтожает экономическую демократию, нормальную конкурентную среду, ведет к коррупции, непотизму, profitiring. Profitiring - это когда большие прибыли получают при помощи действий, связанных с неэкономическим регулированием, за счет использования номенклатурных и партийно-хозяйственных связей. Так было, кстати, в Китае. Поэтому считаю, что ГЧП имеет место быть в переходной экономике, такой как наша. Но если оно будет прогрессировать, страна станет крайне неэффективной.

Романчук: - Тогда почему же в XXI в. настолько активно продвигают институт ГЧП, особенно международные организации? Причем как пример цивилизованного, по мнению его авторов, отношения государства и бизнеса. Чуть ли не на каждой встрече западные эксперты говорят про то, что в Беларуси принят закон о ГЧП, что это прогрессивно - мол, власти понимают важность сотрудничества с частным сектором, необходимость его развития. Откуда такая радость по поводу ГЧП? Тут одно из двух. Либо западные эксперты не понимают сути происходящих процессов в транзитивных экономиках, не знают, как реально функционирует жизнь, а не в теории, которую они изучали в своих университетах. Их теоретическое невежество, идеализация институтов государства и неспособность оценить непреднамеренные последствия реализации своих предложений порождает чудовищ на постсоветском пространстве - коррупцию, непотизм и олигархат. Либо они все прекрасно понимают и просто твердят заученные речовки для стран-аборигенов, предлагая институт ГЧП как сознательный механизм кооперации с коррумпированными, авторитарными, олигархическими странами - накачивая Беларусь грантами и кредитами. Такого рода поведение обеспечивает стабильной работой международных бюрократов.

Заико: - Я сам варился в среде этих экспертов лет этак 20 назад. Поэтому прекрасно понимаю, почему они так говорят. После колоссальной деструкции СССР мои коллеги обнаружили, что практически идет процесс перераспределения госсобственности, что номенклатура захватывает все экономически важные ниши. Поэтому чтобы уцепиться за отходящий поезд, сохранить оставшуюся собственность, и был предложен институт ГЧП. Мол, ребята, вы уже достаточно наворовали, накешились. Теперь поработайте с малым бизнесом и дайте им хоть чуть-чуть. Разрешите им, скажем, построить кафе.

Романчук: - Да чиновники тут же ринутся организовывать собственный малый бизнес, дабы урвать себе еще один жирный кусок. Честно говоря, весьма странный способ заботы о малом бизнесе. Ведь программы и проекты ГЧП предполагают наличие больших ресурсов. Трудно себе представить, чтобы малый бизнес строил дороги, инвестировал в серьезные энергетические проекты.

Романчук: - В рамках ГЧП можно украсть, закопать, так сказать, освоить огромные деньги. Вы только посмотрите, в каких сферах планируется применять ГЧП. Во-первых, дорожная и транспортная деятельность. Но там и так сплошь и рядом одни госструктуры, которые делают откаты, прикрывая друг друга. Во-вторых, коммунальное хозяйство и коммунальные услуги. Но каждый белорус знает о бардаке, который творится в ЖКХ. В-третьих, здравоохранение. И это в свете скандального уголовного дела о медицинских «баронах». Когда Минздрав создавал собственные коммерческие структуры, которые становились победителями заведомо фальшивых тендеров, организованных коррумпированными чиновниками. Не станет ли институт ГЧП способом узаконить такие криминальные коммерческие схемы? Или, наоборот, введение ГЧП даст шанс навести хоть мало-мальский порядок в экономике?

Заико: - Это на пользу только номенклатуре. Так как пока все: и предприниматели, и международные организации, и прочие - пляшут под ее дудку.

Как вам такой вариант? Представитель иностранной фармацевтической компании приходит к своему другу-министру и говорит: «Тут объявили тендер на покупку «Норсульфазола», боюсь, что наша компания его не выиграет». А министр ему: «А давай поспорим на $200 тыс., что вы выиграете?». И $200 тыс. - уже не взятка, а всего лишь выигрыш в споре.

Романчук: - Кому нужен закон о ГЧП? Те, кто хочет осваивать и красть деньги, - они побоку, они свое имеют и так. А частного малого и среднего бизнеса ГЧП не коснется - ему не пробиться через двухуровневое сито отбора в качестве частного партнера для заключения соглашения о ГЧП. Такое сито установил закон о государственно-частном партнерстве. Ведь кто выбирает? Те же чиновники. ГЧП планируется в таких сферах, как электросвязь, энергетика, переработка, транспортировка, хранение и поставка нефти… Думаете, государство выберет себе в качестве частного партнера ипэшника или малый бизнес? Да ни за что.

Заико: - Как-то зашел я к своему бывшему студенту, который на тот момент был директором ресторана. Сидим, разговариваем. К нему постоянно подходят какие-то красивые девушки. Спрашиваю: «Кто это?». А он: «Хотят устроиться на работу официантками. Вот я и выбираю». Так что конкурс везде есть. Аудит нужен всегда.

УТОПИЯ ДА И ТОЛЬКО

Романчук: - Можно ли с помощью института ГЧП спасти наши 2-3 тыс. плохо управляемых предприятий? Например, сначала передаем их в доверительное управление, потом делаем частными партнерами государства. В коридорах власти активно обсуждается такое предложение. Причем предлагается начать с самых прибыльных секторов - той же энергетики, переработки нефти, рынка медицинских услуг - все это очень вкусные куски госсобственности. В них крутятся миллиарды долларов. И что мы будем иметь в результате? Госсобственности не будет, а партнеры - участники программ ГЧП останутся с большим кушем? Что-то это очень сильно смахивает на обыкновенный дерибан общественной собственности, циничную прихватизацию.

Заико: - Безусловно.

Романчук: - Но будет ли работать институт ГЧП? Если посмотреть на принципы государственно-частного партнерства, сформулированные в законе, то абсурдно предполагать, что сможет. Прописанные принципы в Беларуси нарушаются постоянно. Смотрите сами. Первый принцип - верховенство права. Действует ли он у нас? Смешно.

Заико: - Говорят, что было.

Романчук: - Второй принцип - социальная направленность регулирования экономической деятельности.

Заико: - Это вообще размазня какая-то.

Романчук: - Третий - приоритет общественных интересов. Этот принцип будет работать, если только поставить знак равенства между обществом и медицинскими «баронами».

Заико: - Я знаю пару профессоров, которые защищали диссертацию по этой теме. Так вот, даже они не разберутся, что такое приоритет общественных интересов.

Романчук: - Следующий принцип - гласность.

Заико: - Это к Михаилу Горбачеву.

Романчук: - Еще один принцип - добросовестная конкуренция. Опять смешно. Читаешь статьи закона о ГЧП, как «Утопию» Томаса Мора.

Заико: - Навряд ли это наши чиновники сами написали. Позаимствовали из аналогичных документов стран ЕС.

Романчук: - Так почему они, как легкомысленные обезьяны, которые без ума от всяких блестящих побрякушек, копируют все у Запада? Институт ГЧП позаимствовала не только Беларусь, но и Россия, и Украина. В принципе неплохая идея извращается нашими чиновниками, чтобы, в конце концов, они могли получить свою административно-номенклатурную ренту, качая деньги из экономики. А самое страшное, что они, как в случае с «медбаронами», могут наносить вред жизни и здоровью людей.

Заико: - Вред наносился, наносится и будет наноситься, пока существуют подшляпные компании.

ПОЛ И ПОТОЛОК

Романчук: - Система пытается найти любые пиар-оправдаловки своим действиям: ГЧП, ответственное социально-экономическое развитие, устойчивое развитие, инклюзивное. Слова множатся. Причем идут они с Запада, а наши чиновники их тупо подхватывают. Чиновники имитируют бурную деятельность: принимаются изменения в законы о ГЧП, об инвестициях и приватизации, в Налоговый кодекс. Бизнесу обещают улучшение качества регуляторной среды и даже снижение налогов. Все это субститут реальных системных трансформаций или способ обмануть Лукашенко? Может, все это Лукашенко заказывает?

Заико: - Нет, Лукашенко заказывает большую обедню - общенациональную любовь. А тех, кто имитирует бурную деятельность, я бы назвал субститутками. Они вешают лапшу на уши.

Романчук: - Что такое белорусский социализм? Президентская власть плюс лапшизация населения.

Романчук: - Недавно один из ведущих белорусских бизнес-союзов возглавил бывший чиновник - Николай Ладутько. Что это? Попытка использовать потенциал бывшего номенклатурщика для организации и проведения полноценного диалога между бизнесом и властью, для государственно-частного партнерства? Или дискредитация бизнес-сообщества, которое оказалось куцым на генерацию управленческого капитала? Многие указывают на глубокий кризис руководства нынешних бизнес-ассоциаций, которые живут со старыми руководителями скорее в статусе закрытого клуба, чем открытой диалоговой площадки для бизнеса.

Заико: - На мой взгляд, это полный провал социальной идентификации предпринимательства. Начиная с1994г. белорусское бизнес-сообщество просто убивали, причем целенаправленно, так как это был единственный противник власти. А чтобы противник был не страшен, его надо было сделать слабым, придавленным, боязливым. Держать бизнес в узде - вот главная задача и бывшего чиновника.

Романчук: - То есть вот тебе, бизнес, колея - и ни шагу в сторону? А может, чиновник, знающий язык номенклатуры, ее ловушки и всю подноготную, при поддержке научного сообщества сможет более эффективно отстаивать и продвигать точку зрения бизнеса?

Заико: - Я абсолютно уверен, что не сможет. Потому что у номенклатурных работников развито чувство потолка и пола. Чиновник любого ранга рано или поздно проходит процесс порки и экструдирования. Из него выдавливают все человеческое, оставляя далеко не самые лучшие качества. Такой человек будет бояться. Ну как бывший мэр города будет спорить с премьер-министром? Тот ему просто скажет: молчи, кто ты такой? Бывший чиновник во главе союза предпринимателей - это затухающий вариант. Максимум что он сможет - пустить пару пузырьков. Бизнес-союзы должны возглавлять молодые, красивые и нахальные. Нахальным верят. Особенно, если они красивые.

Романчук: - Да, вряд ли можно надеяться, что чиновник, которого «ушли», пообщавшись с предпринимателями и учеными, сможет по-другому смотреть на вещи, которые он щемил, будучи чиновником.

Заико: - Слишком поздно менять свои взгляды. Лучше бы союз возглавил кто-нибудь из ученых.

О нас

На сайте «Информ-прогулка» публикуются свежие новости Лунинецкого района. Также здесь содержится информация о важных событиях, происходящих в других городах Полесья, Брестской области, и стране в целом. Прогноз погоды в Лунинце на сегодня, расписание движения поездов и автобусов, видео с последних праздников и мероприятий, прошедших в Лунинце, Микашевичах и районе – всё это и многое другое Вы найдёте на нашем сайте. Мы публикуем материалы, интересные для разных категорий населения, готовим интервью с представителями различных отделов Лунинецкого райисполкома, медиками Лунинецкой ЦРБ, а также представителями прочих служб. Позвонив по телефонам редакции «ИП», Вы можете подсказать авторам сайта темы для последующих публикаций, поделиться своими мыслями и наблюдениями. Сайт «Информ-прогулка» ценит своих читателей и прислушивается к их мнению. Заходите на http://inform-progulka.by/, читайте материалы, комментируйте их, смотрите фото и видео!

Copyright 2016. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Контакты

E-mail
progulka@brest.by
Адрес
ул. Фрунзе, 12, 225644, г.Лунинец, Брестская область, Республика Беларусь
Телефон/Факс
+375 1647 34509