Жизнью дорожить!
21 октября 2010, 20:33

Жизнью дорожить!

10 октября - Всемирный день психического здоровья
Поделиться

В своё время Зигмунд Фрейд ввёл понятие «инстинкт смерти» — иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек.

Суицид — это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с её ближайшим окружением. Важно то, что для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими или друзьями.

В Лунинецком районе с начала года жизнь самоубийством покончили 14 человек: 10 лиц мужского пола, 4 — женского (в том числе 3 несовершеннолетние девушки)

Суицидом человек пытается изменить обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, привлечь внимание к своим проблемам, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют». Также это может быть акт отчаяния, когда человеку кажется, что он исчерпал все свои силы и возможности повлиять каким-либо образом на данную ситуацию.

Что характерно для подросткового суицида — это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти у подростков как такового нет. Смерть представляется им в виде длительного сна, отдыха от невзгод.

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

-признаки замышляемого суицида: разговоры на темы самоубийств, сны с сюжетами катастроф и гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера;

-наличие опыта самоубийства в прошлом, примеры самоубийств в близком окружении, максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира па белое и чёрное;

-объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье, плохие отношения с близкими, потеря дорогого человека, общественное отвержение, тяжёлое заболевание;

-снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении.

Очень важна помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей. Например: часто общаясь с ребёнком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, стресс, апатию, агрессивность и т.п. После чего может обратить на это внимание родителей, школьного психолога, психиатра (т.к. в районе нет психотерапевта). Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу.

Зачастую люди избегают обращения за психологической (психотерапевтической) помощью, т.к. окружающие могут посчитать тебя «сумасшедшим». Это совсем неверно и неправильно.

Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, уменьшить распространение самоубийств, научиться предупреждать их. Для этого необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях.

Психологическая помощь круглосуточно по телефону в Бресте 8-0162-40-62-26 бесплатно, анонимно. На базе Лунинецкой поликлиники функционирует «Телефон доверия». Консультативную помощь с 15.00 до 16.00 оказывают врачи: понедельник — дерматовенеролог — 2-61-38; вторник — психоневролог — 2-61-56; среда — акушер-гинеколог — 2-61-42; четверг — нарколог — 2-42-38; пятница — терапевт — 2-55-09; педиатр — 2-55-09.