Мудрый пессимист

Мудрый пессимист

23 октября 2010, 17:26
648
К 140-летию И.А.Бунина Как ни грустно в этом непонятном мире, а он всё же прекрасен. Иван Бунин

Потомок знатного дворянского рода, он ещё с детства столкнулся с материальной нуждой: отцовское имение после земельной реформы было вконец разорено, Бунины доживали свой век на небольшом, одиноко стоявшем хуторе. Окружающая его природа дышала красотой и привольем, а во всей обстановке родительского дома – «бедность, грязь, холод, страшное одиночество». Все его предки всегда были связаны с народом и с землёй, но его сословная гордость дворянина была сильно уязвлена собственной бедностью, которую он воспринимал как историческую несправедливость и унижение своего человеческого достоинства. Даже став профессиональным литератором, он пребывал в нужде. «Нужда припёрла меня к стене, убивает все надежды и думы своей неумолимой безвыходностью». Но ни близость к народу и земле, ни жизнь в нужде и вечном труде не сделали его активным борцом против социального неравенства, за справедливость и политические свободы. Бунин всегда был чужд политике, не верил в возможность изменить социальные отношения революционным путём.

Он родился в Воронеже, закончил всего 4 класса Елецкой гимназии. Вплоть до 19 лет провёл в деревенской глуши на Орловщине, в краю богатейшего чернозёма и бедных крестьянских изб. Душа подростка впитывала красоту и печаль России, трагические загадки русской истории и национального характера. Даже став знаменитым писателем, он неизменно возвращался в родные края, жил в деревне. И в своём творчестве он сумел затерянную в провинциальной глуши жизнь русского человека вывести на просторы истории и вселенной, связать, по словам Горького, с «общечеловеческим на земле».

Я человек:
как бог, я обречён

Познать тоску
всех стран и всех времён.

Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, он совмещал в себе возвышенно-поэтический строй души с аналитически-трезвым видением мира. Страстный и даже пристрастный свидетель бурных событий в России, Бунин нередко спорил с историей, с веком, с современниками. Он отвергал революционное первоздание жизни, отвергал любое насилие, хотя понимал неизбежность преобразования мира против жестокой несправедливости, беспощадности и безнравственности власть имущих.

Глубокое потрясение ужасами последствий революционных октябрьских событий в России вынудило писателя эмигрировать во Францию, но он постоянно духовно возвращался на родину – в книгах, в думах, гневным осуждением фашистских орд, ворвавшихся в Россию, неколебимой уверенностью в духовной силе и красоте русского человека. Как всякий великий художник, Бунин имел право сказать о себе: «писатель носит родину в душе».

Самую большую беду России он видел в невоспитанности, в невыработанности русского характера и в неустроенности, страшной отсталости быта народа. «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость». Народ сам сказал про себя: из нас, как из древа,- и дубина, и икона. В зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает, Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв. Русскому народу и его интеллигенции, прежде всяких попыток осуществления «царства божия», предстоит ещё создать почву для такого царствия, словом и делом водворить сознательный и твёрдо поставленный культурный быт… А все эти разговоры о каком-то самобытном пути России, в отличие от европейского Запада, — всё это чепуха, которая лишь тормозит дело».

Цикл рассказов Бунина «Тёмные аллеи» иногда называют гимном любви. Но, пожалуй, любви не торжествующей, а несвершившейся. Огромная потребность героев цикла, в первую очередь, русских женщин, в самоотверженном чувстве приходит в острое противоречие с жестокостью жизненных обстоятельств, косностью и невежеством окружающих, нелепыми условностями общественных устоев. Поэтому прекрасные порывы не получают логического развития, а лишь выливаются в хаотические вспышки с неизбежным скорым угасанием, зачастую с трагическими последствиями. Бунин и здесь предельно честен, развенчивая очередной миф об особой «любви по-русски». В любви, как и в любой другой сфере жизни, Россия, по-Бунину, является страной загубленных возможностей. И поэтому писатель искренне выражает её людям свои сострадание и сочувствие.