Ваятель жизни

Ваятель жизни

17 ноября 2010, 20:49
800
К 170-летию Огюста Родена Искусство – это радость разума, это высочайшая миссия человека, работа мысли, ищущей понимания мира и делающей этот мир понятным. О. Роден

Родился в Париже в семье мелкого служащего и горничной. Уже в начальной школе проявил художественные способности. В 14 лет поступил в школу рисования и математики. Здесь в совершенстве овладел техникой рисунка. Большое влияние на молодого художника оказало посещение Лувра, где он делал множество набросков с античных статуй. В 21 год на попечении Огюста оказалась вся семья — отец, мать и младшая сестра, которую он обожал. Однако она неожиданно умерла в 1862 году, незадолго перед этим уйдя в монастырь. Горе Родена было столь велико, что он сам (правда, ненадолго) оказывается в монастыре.

Потом были курсы А.Бари — выдающегося скульптора-анималиста. Первые произведения Родена были чужды официальным требованиям, не принимались на выставки. Жизнь была тяжёлой. А в 1864 году он женился на бедной девушке Розе Вере, которая по мере сил помогает Огюсту сводить концы с концами. В 1866 году у них рождается сын, и в это время Роден создаёт скульптурную композицию с фигурками детей — «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур».

Он снимает бывшую конюшню за 120 франков в год, сделав из неё мастерскую. Сколько его творений погибло там от холода и сырости! В том числе и великолепная «Юность», о которой Роден говорил: «Я никогда не создавал ничего лучше её».

Работая подмастерьем у известных скульпторов того времени, Роден скопил немного денег для поездки в Италию. Его поразили творения Микеланджело, Донателло и Гиберти. Под впечатлением от увиденного Роден переходит на решение самостоятельных творческих задач. Статуя «Бронзовый век» воплощает идею пробуждения человечества. Но в парижском Салоне она вызвала грандиозный скандал. Его обвинили в том, что он прибег к муляжу – снял слепок с натурщика. Лишь вмешательство группы художников сняло незаслуженные обвинения. Статуя была куплена Люксембургским музеем. Ради заработка скульптор начинает выполнять заказы Севрского фарфорового завода. В 1879 году он участвует в конкурсе на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870-71 гг., создав монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию». Отвергнутая жюри, она уже после смерти автора была отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

В 1880 году Роден по заказу правительства оформляет главные двери Музея декоративного искусства в Париже. Он создаёт «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии» Данте. Роден вступил в пору расцвета своего таланта. Созданы бассмертные «Три тени», «Кариатида», «Ева» и знаменитый «Мыслитель». Обнажённый титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Но всё тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий.

В 1883 году в мастерскую Родена пришла Камилла Клодель — красивая девушка, которая хотела учиться у мастера. Она стала его музой и вдохновительницей. С неё он лепит свою «Аврору», затем «Мысль», «Скорбь», «Данаиду» и ряд других прекрасных работ. Последними были «Прощание» и «Меланхолия», ставшие предвестниками разлуки с Камиллой. Он лепит портрет жены Розы, словно в знак примирения. Но возвратится к Розе лишь в январе 1917 года, когда их брак будет оформлен официально. А через две недели её не стало. Ещё через восемь месяцев умер и сам скульптор.

В зрелые годы он стал вполне благополучным человеком. В окрестностях Парижа построил жилой дом с большим павильоном. Коллекционировал античные статуи и фрагменты. Получает орден Почётного легиона, становится известным за границей.

С триумфом совершает поездки в Италию (1912), Англию (1914). Война застаёт его в Англии. Летом 1915 года он возвращается в Париж. Силы уже подорваны, но он по-прежнему работает. Вскоре заболевает воспалением лёгких и умирает… Он был импрессионистом в скульптуре. Его работы — словно остановленные мгновения жизни.