Метаморфозы судьбы

Метаморфозы судьбы

10 декабря 2010, 08:00
1018
К 130-летию Александра Блока Узнаю тебя, жизнь, принимаю, И приветствую звоном щита! А.Блок

Его отцом был известный юрист. Но родители разошлись ещё до рождения Александра. Блок рано начал писать стихи. Примыкал к школе символистов, кружку Гиппиус-Мережковского. Но его талант был слишком значительным, чтобы оставаться в узких рамках какой-то одной школы. В 1906 году он написал пьесу «Балаганчик», в которой едко высмеял образы поэтов того времени.

В период между 1907 и 1917 годами стихотворные циклы Блока полны тревожных предчувствий надвигающейся на Россию катастрофы. В них прослеживается духовная драма, переживаемая русским обществом. Блок прочувствовал эту драму до самых сокровенных глубин и пережил эту тягостную полосу безвременья как свою личную трагедию. Обстоятельства семейной жизни ещё усугубляли трагизм его мироощущения. В 1903 году он женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Дмитрия Менделеева. Однако их семейное счастье не сложилось. Вскоре отвергнутая мужем Любовь Дмитриевна вначале пережила бурный мучительный роман с его другом Андреем Белым, потом вступила в связь с известным в то время писателем и критиком Георгием Чулковым. Были и другие увлечения, в конечном итоге не давшие ей никакого личного счастья. Порой Блоки подолгу жили врозь, но всё же их тянуло друг к другу, расстаться они были не в состоянии.

Блок искал душевного равновесия в случайных скоротечных связях и в вине. Он подолгу бродяжничал по Петербургу и его окрестностям, часто засиживаясь в убогих ресторанчиках с их клубами табачного дыма, пьяными криками, женщинами с сомнительной репутацией. Именно тогда им было написано одно из самых «блоковских» стихотворений — «Незнакомка». С весны 1907 года он заведует отделом критики журнала «Золотое Руно», пишет обширный цикл литературно-критических статей, посвящённых проблемам искусства, и шире — месту творческой интеллигенции в современном обществе. В них было немало резких выпадов против духовной элиты тех лет. Он требовал от русской интеллигенции отрешиться от собственных псевдозначимых проблем и осознать свою ответственность «перед рабочим и мужиком». В цикле из пяти гениальных стихотворений «На поле Куликовом» Блок поднялся над всеми школами и направлениями и стал наравне с великими русскими национальными поэтами — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. У него тут же выросла популярность, появилось много новых, «своих» читателей.

Но тягостное ощущение одиночества и безысходности не покидало поэта. В декабре 1907 г. он пишет матери: «Жить мне нестерпимо трудно… Такое холодное одиночество — шляешься по кабакам и пьёшь». А позже: «Я никогда ещё не был в таком угнетённом состоянии, как в эти дни. Всё, что я вижу, одинаково постыло мне, и все люди тяжелы». В цикле «Страшный мир» — кровь, смерть, безумные страсти, «дьявольский бал», мрак, пустота, вампиризм сладострастия. Те же мотивы — в цикле «Пляски смерти».

Первая мировая война с самого начала вселяла в Блока зловещие предчувствия. Война не очистила воздух, как надеялись слишком впечатлительные люди, а оказалась лишь венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась Россия. В апреле 1916 г. Блок был призван в армию. Благодаря хлопотам знакомых, на фронт он не попал, а определился писарем в инженерно-строительную дружину. В районе Пинских болот дружина занималась сооружением запасных оборонительных позиций. В этот период Блок не раз бывал в Лунинце, о чём подробно написал писатель и краевед Николай Калинкович в своей книге «Полесские дни Александра Блока».

В марте 1917 г. Блок вернулся в Петербург. Переворот 25 октября он встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции. «Крушение старого мира» — это тема всей жизни поэта. Он готов был принять революцию во всей её страшной реальности. В ней он видел победное восстание стихии, окончательное разрушение, «мировой пожар». Но в ней оказались и беспощадность народной расправы, и большая кровь с невинными жертвами. Написанная в это время поэма «Двенадцать» питалась восторгом гибели. Он воспел в ней именно то, от чего в своё время с ужасом отшатнулся.

Некоторое время Блок работал в Театральном отделе, издательстве «Всемирная литература», председателем худсовета Большого драматического театра. Но прежнее ощущение бессмысленности существования вернулось к нему. К чувству бесконечной усталости добавились симптомы серьёзной болезни: одышка, сильная боль в руках и ногах. Умер он в августе 1921 г. в тяжёлых муках ещё сравнительно молодым человеком.