Титан свободы духа

Титан свободы духа

24 декабря 2010, 08:00
834
К 240-летию Людвига ван Бетховена Услышав музыку Бетховена, я заболел горячкой.  А выздоровев, стал музыкантом. Рихард Вагнер

Его дед был руководителем придворной капеллы в Бонне, а отец — певчим в ней. Они были выходцами из Фландрии. Людвиг рано научился играть на флейте, скрипке, клавесине, органе. Уже в 15 лет он — концертмейстер придворного театра. В 1787 году посетил в Вене Моцарта, взял у него несколько уроков и удостоился похвалы за фортепианные опусы. Через пять лет Людвиг сам переехал в Вену, учился у Гайдна и с большим успехом гастролировал — в Праге, Берлине, Дрездене. Однако прогрессировавшая глухота заставила его отказаться от концертной деятельности. Но его завораживающие сонаты («Апассионата», «Лунная» и др.) продолжали звучать в исполнении музыкантов разных стран и народов. Опера «Фиделио» оказалась слишком сложной и для вокалистов, и для зрительского восприятия, она не имела большого успеха.

Подлинным титаном, борцом за духовное освобождение человека предстал Бетховен в своих симфониях. Его вдохновили революционные выступления конца XVIII века. Третью (Героическую) симфонию он предполагал посвятить Наполеону, но в дальнейшем, когда тот стал императором, отказался от этого намерения. В Девятой симфонии звучит хор «К радости» на стихи Шиллера, призывающий людей объединиться во имя свободы и братства.

Произведения Бетховена передают горести и радости людей, мучительные переживания и сомнения, жестокие удары судьбы, страх смерти и героический энтузиазм человека, преодолевающего трудности и невзгоды, превозмогающего немощи плоти. Композитор жил внешне простой жизнью, но наполненной внутренней духовностью. То была эпоха «бури и натиска», и он был захвачен мощными социальными движениями масс. Начало XIX века — это появление в разных сферах человеческой деятельности целой плеяды настоящих гениев у разных народов. Войны за освобождение от иноземной и местной тирании прокатились по Европе, словно завершающий аккорд эпохи Просвещения (к примеру, в России они отозвались Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов). Свою страшную беду для музыканта — глухоту — Бетховен преодолевал творчеством. Перенося на нотные листы музыку, звучавшую в его душе, превозмогая несчастье, он совершал настоящий подвиг. Хотя сам и не думал об этом, ибо такова природа гения — созидать, вопреки всем преградам.

Как-то в разговоре с Рихардом Вагнером Бетховен с горькой усмешкой заметил, что ему жилось бы значительно лучше, если бы он сочинял танцевальные пьесы на потребу состоятельных господ. Но ведь тем и отличается гений от посредственности, что не умеет он сочинять для того, кто больше заплатит!

Музыка во многих случаях способна выразить то, что нельзя передать словами. Музыка Бетховена написана исключительно по велению его возвышенной души, она выражает самые сокровенные и высокие человеческие порывы, зовёт из мрака и оков к свету и свободе. Поэтому ей суждено жить вечно, в ней всегда будут испытывать потребность люди, стремящиеся к самосовершенствованию.