Причуды богача
31 декабря 2010, 08:00

Причуды богача

К 105-летию Говарда Хьюза Деньги – это пятая стихия. Неуправляемая, бешеная, поражающая воображение человека. Иосиф Бродский
Поделиться

Он был одной из самых загадочных и противоречивых фигур среди американских миллиардеров. В его жизни был и период громкой славы с аплодисментами многочисленных толп, и период затворничества в номерах отелей в Неваде, где богач отгородился от мира из патологической боязни инфекции.

Он начал карьеру как кинопродюсер, но история его жизни, пожалуй, ярче и интереснее любого голливудского сценария. Впрочем, именитый режиссёр Мартин Скорсезе снял о Говарде Хьюзе фильм «Авиатор» с Леонардо ди Каприо в главной роли, но эта лента не добилась той популярности, как в своё время её герой. Уж очень многое в его жизни было за гранью обычного благоразумия. Даже точный размер его состояния неизвестен, что послужило причиной различных домыслов.

Его отец в молодости изобрёл превосходный бур для нефтяных скважин, благодаря чему открыл компанию «Инструменты Хьюзов», которую Говард получил по наследству. Выкупив у родственников их долю в компании, он взял её под полный контроль. Но в дальнейшем потерял к ней интерес, хотя компания исправно работала и приносила хороший доход.

Хьюз хотел оставить свой след в этом мире. У него было две страсти – авиация и кинематограф. Оба эти увлечения соединились в его раннем фильме «Чёрные ангелы» — об авиаторах Первой мировой войны. Над этим фильмом Хьюз работал три года, он обошёлся ему в полмиллиона и стоил жизни четырём каскадёрам. Хьюз сам был лётчиком и разбил самолёт, когда пытался показать пилотам-каскадёрам, как надо выполнять особо опасные трюки. Его фильмы 30-х годов не были шедеврами, но имели коммерческий успех. Он открыл для кино несколько талантливых молодых актёров. Одна из них, Джейн Рассел, до этого работала секретаршей в приёмной врача-дантиста.

Хьюз резко увеличил своё состояние на инвестиционных сделках. Впоследствии увлечение авиацией привело к созданию в 1932 г. фирмы по самолётостроению, но больших успехов это не дало. Лишь переключившись на создание авиационного оборудования (радаров, оружейных систем наведения и т. п.), фирма стала процветать. Попытка приобрести ещё одну авиакомпанию в 1937г. завершилась неудачей, он был вынужден продать 78 процентов её акций за 546 млн. долларов.

В 1935 г. Хьюз сам сконструировал самолёт, на котором побил рекорд скорости (352 мили в час), затем поставил рекорд в трансатлантическом перелёте (9 часов 27 минут). Наконец, в 1938 г. он поставил мировой рекорд в кругосветном перелёте, затратив на это менее четырёх дней. Ему удалось построить самый большой в мире 8-моторный самолёт на 700 пассажиров, но этот воздушный корабль пролетел всего милю и был отправлен на консервацию.

Он привлекал к себе внимание пышными публичными акциями, но особый интерес вызвало его исчезновение из поля зрения почитателей. Начиная с 1950-х годов, он жил в уединении, сначала в отелях Лас-Вегаса, где занимался игорными домами и спекуляциями землёй, а затем переезжал то на Багамы, то в Лондон, то в Манагуа, то в Акапулько. Он избегал фотографов и допускал к себе только нескольких доверенных лиц, которые передавали ему почту, завёрнутую в специальную ткань, чтобы избежать инфекции.

Финансовые дела Хьюза были так же таинственны, как и его жизнь. В 1968 г. журнал «Форчун» оценил его состояние в 1,4 млрд. долларов. Так что за титул первого богача Америки он мог бы поспорить с Жаном Полем Гетти. Но когда Хьюз скончался (1976), его состояние оценивалось «только» в 600-900 миллионов. В 1953 г. он передал часть своих средств Медицинскому институту Говарда Хьюза. Сделано это было с целью избежать налогов (институт пользовался налоговыми льготами благодаря политическим связям Хьюза). И этот Медицинский центр в конечном итоге стал нетленным памятником его создателю. На научные проекты в нём ежегодно выделяется 280 млн. долларов.

Он не оставил завещания. После его кончины интриги и склоки вокруг наследства, на которое претендовало около трёхсот человек, длились много лет.