На смене в диспетчерской

На смене в диспетчерской

21 января 2011, 08:00
641
Немногие из нас в полной мере осознают, что собой представляет работа службы 101. Мы привыкли считать, что пожарные – это люди в спецодежде, которые спешат на пожар. Однако это далеко не всё. Чтобы познакомиться поближе со спецификой пожарно-аварийной службы, попросилась «выйти» на смену в диспетчерскую РОЧС.

17 января. Диспетчер заступает на смену в 8 утра на сутки. В течение получаса проходит приём-сдача дежурства. Сергей Апанасович сдаёт смену Александру Шульгану. Прошедшие же сутки выдались неспокойными. Так, накануне, в 8.49, был зафиксирован случай задымления в частном доме в Лунинце (как выяснилось, это произошло по причине выпадения углей из печной топки на мусор). А рано утром, в 5.24, поступил сигнал о пожаре в частном доме в Вичине. Причина возгорания устанавливается, но, к счастью, обошлось без жертв. И это главное.

Звонки в диспетчерской раздаются поминутно, причём в режиме громкой связи. Чтобы владеть ситуацией, Александр по линии 101 уточняет оперативную обстановку, состояние средств связи и вычислительной техники. Затем проверяет радиосвязь с подразделениями и службами, входящими в систему единой дежурно-диспетчерской связи, передаёт информацию в управление МЧС.

В диспетчерской работают 3 телефонные линии службы 101, а также радиостанция для связи диспетчера с подразделениями и пожарными машинами, специальное средство связи и один городской телефон.

Александр чувствует себя уверенно, он сосредоточен и внимателен. В голосе – твёрдость и точность инструкций. Как бы мне ни хотелось задавать вопросы один за другим, сдерживаю себя, понимая, что отвлекать диспетчера при исполнении не имею права. Поэтому наблюдаю и слушаю.

8.37 — звонок с гидропоста. Здесь ежедневно ведётся контроль за уровнем воды в реках, о ситуации дня докладывают диспетчеру, который, в свою очередь, передаёт информацию на РЭС и в РУЭС.

9.12 — включается сигнал специального средства связи (по нему ведётся предупреждение о штормовых предупреждениях, происходят радиоперехваты, связанные с различными чрезвычайными ситуациями). Набираю воздуха в лёгкие и замираю: что-то серьёзное случилось? Оказывается, звонок из Брестского управления по ЧС. К счастью, это только техническая проверка системы оповещения в речевом режиме. Облегчённо вздыхаю…

10.15 — диспетчер передаёт по электронной почте дополнительную информацию о произошедшем ночью пожаре на ЦОУ УМЧС.

10.28 — звонят по уточнению информации об оказании платных услуг РОЧС.

11.02 — обеспокоенным голосом мужчина жалуется, что автономный пожарный извещатель «пищит», а причины как бы нет… Александр объясняет, что надо проверить «крону», скорее всего, она попросту «села». Как оказывается, нередки случаи, когда люди, установив АПИ, считают, что прибор будет работать вечно. Он же нуждается «в подкормке».

В 13.00 подменный сотрудник диспетчера «отпускает» Александра на обеденный перерыв.

Звонки же не прекращаются. Вспомнилось стихотворение Чуковского: «То олень позвонит, то тюлень… И такая суета целый день».

Рабочая смена Александра Шульгана закончится утром следующего дня в 8.30. Если вдруг поступит звонок о пожаре, действия диспетчера доведены до автоматизма… С момента сообщения в течение не более 1 минуты произойдёт сбор и выезд пожарных. Затем диспетчер свяжется со всеми необходимыми службами взаимодействия (РОВД, РЭС, горгаз, служба 103 и др.), сообщит ситуацию и будет взаимодействовать с ними. Свяжется с пожарными машинами, даст дополнительную информацию о происшествии, проинструктирует о пути следования, о ближайших водоисточниках, о выезде служб взаимодействия… По радиостанции будет получать от пожарных информацию об источнике и причинах возгорания, о пострадавших, времени локализации и ликвидации пожара…

Связавшись с диспетчером после смены, узнала, что эти сутки прошли спокойно… Хочется пожелать, чтобы тревожные звонки в диспетчерской раздавались как можно реже.