Загадка художника

Загадка художника

18 марта 2011, 08:00
879
К 155-летию М.В.Врубеля Моя супруга – искусство. Михаил Врубель

После окончания Одесской гимназии он по настоянию своего отца, военного юриста, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все годы учёбы жестоко нуждался в деньгах, ибо помощи от родителей, обременённых большим семейством, было мало. За пять университетских лет почти не занимался живописью, которой увлекался в детстве, посещая даже Общество изящных искусств. В 1880 г. Врубель, вместо того, чтобы начать карьеру юриста, пошёл учиться в Петербургскую Академию художеств. С тех пор он уже никогда не расставался с кистью и карандашом. Ещё учась в Академии, Врубель осознал, что его путь в искусстве будет особый.

Тогда существовали два больших направления в искусстве. Он не принимал ни одного из них — ни холодного академизма, ни идей и мироощущения передвижников, которые, как он говорил, “кормили публику кашей грубого приготовления”, стремясь утолить её голод. Врубель никогда не забывал о специфической миссии художника. Обличительный пафос никогда его не привлекал, он считал, что нельзя подменять подлинное искусство публицистикой.

Академический курс Врубель так и не закончил. Известный искусствовед профессор Прахов предложил ему поучаствовать в реставрационных работах в киевском Кирилловском храме. Врубель тут же без сожаления оставил столицу и Академию. Ему было уже под тридцать, и его одолевала жажда активной деятельности. Работая в киевских храмах, Врубель испытывал подъём жизненных сил. В эти годы сложился его неповторимый особый стиль. В средневековых фресках он открыл мир суровых и вдохновенных ликов, полных напряжённой и загадочной жизни, в них была таинственная и величавая жизнь духа. Выражения этой силы духа он искал в своей живописи последующих лет. Особый приём изображения глаз — огромных, выпуклых, напряжённых до предела, трагически скорбных и печальных — стал для него сквозной темой, проходящей через всё его творчество. Он словно бы выразил в них всю мировую скорбь — сильно и прекрасно, как никто ранее. Личные неудачи и материальные лишения ещё усилили это настроение.

Страстная романтическая любовь к Эмилии Львовне, жене Прахова, пошатнула почву под его ногами. Отношения с наставником стали напряжёнными, в конце концов Врубель был вынужден оставить реставрацию. Он уехал из Киева и поселился в Одессе. Здесь на его холстах впервые появляются наброски Демона — навязчивой идеи, которая с тех пор его не покидала. Хотя он и отталкивался в своих исканиях от бессмертной поэмы Лермонтова, Демон был для него не литературным героем, а заключал в себе великую тайну бытия. Образ этот мучительно долго не давался художнику. Прошло несколько лет, прежде чем ему удалось создать в какой-то мере завершённое произведение.

Всё это время он жил в величайшей нужде. Навестивший его в октябре 1886 г. отец был потрясён бедностью сына. Вся меблировка — два простых табурета и кровать. Ни тёплого одеяла, ни  тёплого пальто, ни другой одежды, кроме той, что на нём… В кармане всего пять копеек. Отец был поражён ещё и тем, насколько Михаил предан своему «Демону», над которым трудился уже больше года и который стал целью его жизни.

Врубель завершил «Демона» в 1890 г. Это не тень добра, не изнанка добра (как в христианской философии), а само добро, избавившееся от святости и приблизившееся к человеку. Демон в совершенстве познал земной мир и оттого его облик наполнен беспредельной тоской. Его лучистые глаза полны слёз. Сам художник, до изнеможения измученный своими многолетними поисками, с трудом освобождался от гнёта своего героя. Материальное положение постепенно улучшалось. Появились другие полотна (“Испания”, “Гадалка”), декорации к операм Римского-Корсакова. Пришли заказы, а затем произошла женитьба Врубеля  на Надежде Забело — актрисе и оперной певице.  

Тема Демона не покидает художника, он пишет ещё несколько вариаций. Но это было уже не то, не хватало глубины и психологизма. Были ещё полотна “Пан”, ”Сирень”, “Царевна-Лебедь”. А под конец своего творческого пути Врубель создаёт “Демона поверженного”. Он днями не выходил из мастерской, ни с кем не общался. На картине Демон лежит в горной пропасти в складках роскошного плаща. В нём  и горечь поражения, и неукротимая гордость. Он предстаёт и жутким и прекрасным, и мудрым и наивным, и гордым, и обидчивым. И красивым особенной красотой. После этой картины художник постепенно начинает угасать, словно выполнив свою главную миссию. Одна из последних картин — портрет любимого сына Саввушки.

Его ещё ждали суровые испытания: тяжёлый недуг, смерть Саввушки, потеря зрения. В последние дни он с сожалением вспоминал о многих своих грехах.