Предъявите ваши пальчики
01 июня 2011, 10:19

Предъявите ваши пальчики

В прошлом году («ИП» №32 за 2010 год) мы уже обращались к юридическим аспектам проходящей в стране массовой  дактилоскопии населения. Увы, но тема это не только не утратила своё значение, но и стала ещё более актуальной. По просьбам наших читателей повторяем прошлогоднюю публикацию с небольшой добавкой.
Поделиться

Кому это нужно?

Впервые отпечаток пальца был использован в суде в качестве доказательства совершения преступления в 1903 году. А в 30-х годах прошлого столетия этот метод идентификации получил мировое признание и начал применяться повсеместно. Мы настолько привыкли к тому, что «сдавать пальчики» должны только те, кто причастен к совершению преступлений, что когда нас, в целом законопослушных граждан, стали приглашать для прохождения этой процедуры, невольно возникло чувство праведного возмущения: нас приравняли к преступникам! Первый вопрос, который задаёшь в такой ситуации, — зачем это надо?

В нашей стране история всеобщей дактилоскопической регистрации началась 4 ноября 2003 г. с принятием Закона Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» (далее — Закон). В качестве целей такой регистрации были заявлены установление или подтверждение личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах. Такое объяснение, на первый взгляд, выглядит убедительно. Однако установить или подтвердить личность человека сегодня можно по паспорту и другим аналогичным документам, индивидуальному учётному номеру плательщика налогов и т.п. Непонятно, почему всего этого государству вдруг стало недостаточно.

Конечно, нам говорят: отпечатки пальцев позволят установить личность в тех случаях, когда документов при себе не будет. Да, иногда такая необходимость возникает. Но вопрос состоит в том, кому это нужно и, в частности, нужно ли это тому человеку, личность которого устанавливают. Отпечатки пальцев позволяют проследить деятельность их обладателя в таких местах, информацию о посещении которых он не заинтересован предавать гласности. И это не только места совершения преступлений — мало ли где мы бываем и где не хотим быть узнанными. Да и на месте преступления можно оказаться случайно, до или после совершения уголовного правонарушения неизвестным. И когда отпечатки наших пальцев «срисуют» дотошные криминалисты, поди докажи, что ты тут ни причём…

Примите как неизбежность

Итак, перечислим тех, кому не отвертеться от обязательной дактилоскопической регистрации. Они названы в ст. 7 Закона.

1. Лица, чьи действия подпали (или предположительно подпадают) под статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также под статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а именно лица:

-подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осуждённые за совершение преступления;

-состоящие на профилактических учётах в органах внутренних дел;

-в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом;

-совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста.

В этот список могут попасть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Граждане Республики Беларусь, имеющие отношение к военной службе:

-призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооружённые Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

-проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях;

-военнообязанные.

В данном случае крупно не повезло мужской части населения. Согласно Закону — «О воинской обязанности и воинской службе» призываемыми на военную службу считаются граждане мужского пола от 18 до 27 лет. Призывники (парни 16-17 лет) обязательной дактилоскопии не подлежат.

Военнообязанными признаются граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований. Военнообязанные находятся на воинском уч-те до достижения ими предельного возраста, установленного Законом «О воинской обязанности и воинской службе». Для солдат и сержантов, матросов и старшин этот возраст составляет 50 лет.

Кстати, Конституционный Суд Беларуси рассматривал вопрос о конституционности Закона от 04.01.2010 № 201-З, согласно которому военнообязанные были включены в перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопиче-ской регистрации. Суд признал этот Закон соответствующим Конституции. А в своём решении записал, что проведение обязательной дактилоскопической регистрации военнообязанных не может рассматриваться как необоснованное ограничение конституционных прав этой категории граждан, поскольку указанные ограничения соразмерны конституционно значимым целям.

В перспективе всё мужское население нашей страны, пригодное к военной службе, будет дактилоскопировано.

3. Лица, которые находятся на государственной службе или осуществляют специфическую трудовую деятельность:

-граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в органах внутренних дел, профессиональных аварийно-спасательных службах, налоговых и таможенных органах, Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органах финансовых расследований и прокуратуры;

-члены экипажей воздушных, морских и речных судов;

-лица, работающие на опасных производственных объектах.

4. Лица, которые не обладают статусом гражданина Республики Беларусь, а также не имеют возможности самостоятельно пользоваться своими правами и нести обязанности:

-иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Беларуси;

-иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за получением разрешения на постоянное проживание в нашей республике (кроме детей до 14 лет и лиц старше 60 лет);

-иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Беларусь и обратившиеся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в нашей стране (кроме детей до 14 лет);

-лица, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда.

 Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Беларуси (то есть имеющие вид на жительство), а также временно проживающие и временно пребывающие в республике, не подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.

Заставляют — жалуйтесь

Отказ от обязательной дактилоскопической регистрации влечёт наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами.

Те, кто не подлежит обязательной дактилоскопической регистрации, вправе пройти её в добровольном порядке. Правоохранительные органы и военкоматы не вправе принуждать этих граждан к «сдаче пальчиков». А практику массовой рассылки этими ведомствами лицам мужского пола старше 18 лет повесток для прохождения дактилоскопии нельзя признать законной. Тем более что в этих повестках, как правило, не указывается конкретная правовая норма, согласно которой получатель повестки должен пройти соответствующую регистрацию. А это уже само по себе является нарушением закона.

Ну а настойчивые, но незаконные попытки государственного органа понудить гражданина к дактилоскопической регистрации можно обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд, а также в прокуратуру.

К СЛОВУ:

Статья 23.4. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях гласит: «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчинённым ему по службе, — влечёт наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест».