Сатирик и мистик

Сатирик и мистик

02 июня 2011, 14:33
622
К 120-летию М.А.Булгакова Рукописи не горят. Михаил Булгаков

Он родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии. По окончании гимназии поступил на медицинский факультет университета. После его окончания в 1916 г. был немедленно призван в армию. В 1920 г. Булгаков навсегда оставил медицину и сделался штатным журналистом ведущей местной газеты «Кавказ». Однако последовавший разгром деникинской армии положил конец его наладившемуся благополучию. Заболевший тифом Булгаков не смог уйти из Владикавказа с Добровольческой армией и остался в Советской России.

 В мае 1921 г. усилились репрессии против бывших белогвардейцев, и Булгаков переезжает сначала в Тифлис, а потом в Батуми. Литературного заработка здесь не было, и осенью того же года семья оказалась в Москве. В то время в столице также свирепствовал голод и безработица. Первые литературные произведения Булгакова появились в 1924 году («Дьяволиада», первая часть «Белой гвардии»). В повести «Роковые яйца» (1925) главный герой профессор Персиков, пародийно наделённый некоторыми чертами Ленина, хочет разрешить проблему голода и изобретает красный «луч жизни», способствующий необыкновенно быстрому размножению яиц. Но это открытие становится причиной страшных бедствий — от «красного луча» порождаются чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Под красным лучом подразумевалась социалистическая революция, совершённая под лозунгом построения светлого будущего, а на деле принесшая народу террор и диктатуру. В том же 1925 году написана повесть «Собачье сердце», которую Булгаков так и не смог опубликовать ни в одном советском издании.

На основе романа «Белой гвардии» Булгаковым была написана пьеса «Дни Турбиных», спектакль по которой на долгие годы стал одной из визитных карточек театра. Главная его идея — трагедия личности, попавшей в жестокое горнило революции. Затем были созданы и поставлены во МХАТе сатирические пьесы «Зойкина квартира» и «Багровый остров». Но в конце 1920-х годов, с ужесточением советского режима, над головой Булгакова начали сгущаться тучи. В газете «Известия» появилась статья с призывом «ударить по булгаковщине».

В этот тяжелейший момент Булгаков начал работу над своими лучшими творениями:  пьесой «Мольер», «Театральным романом» и над главным делом своей жизни — романом «Мастер и Маргарита». После запрета пьесы «Мольер» в марте 1930 г. писатель пишет знаменитое письмо советскому правительству, в котором откровенно объявил, что никогда не сможет стать лояльным коммунистическим писателем из-за постоянной борьбы с цензурой. Он сатирик и мистик, поэтому пишет «чёрными красками» и не может относиться к революционному процессу, происходящему в стране, иначе как с «глубоким скептицизмом». В связи с этим просит отпустить его за границу или дать работу в Художественном театре. Ответ был неожиданным. По личному распоряжению Сталина Булгакова приняли в МХАТ на работу ассистентом режиссёра. Однако, несмотря на новую постановку «Дней Турбиных», МХАТ так и остался для Булгакова «кладбищем его пьес».

Все силы души он отдаёт роману «Мастер и Маргарита», напечатать который тоже не имел никакой надежды. В нём с необычайной силой раскрыт противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи. Роман писался в разгул репрессий. Писатель следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством, которое и нашло отражение в книге. Действующий под именем Воланда сатана обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие, расправляется и с гонителями великого писателя — Мастера, жизнь которого имеет много параллелей с самим Булгаковым.

В 1939 г. у писателя открылся смертельный недуг — нефросклероз. К юбилею Сталина он написал пьесу о его юности «Батум». Сталин нашёл её хорошей, но не разрешил ни ставить, ни публиковать. Этот холодный запрет тяжело поразил Булгакова. Его состояние резко ухудшилось, в последние месяцы жизни он ослеп. Скончался писатель в марте 1940 г.