Из «титанов Возрождения»
28 июня 2011, 15:38

Из «титанов Возрождения»

К 540-летию Альбрехта Дюрера Лишь истинные знания дают человеку смелость и возможность совершенствоваться.А.Дюрер
Поделиться

Он был с детства одержим стремлением к творчеству, что характерно для многих «титанов Возрождения». Альбрехт был сыном нюрнбергского ювелира, выходца из Венгрии, человека честного, трудолюбивого, образованного и богобоязненного. Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, но тот упорствовал. Он мечтал стать живописцем и в конце концов добился своего. Осваивал мастерство художника, работая ювелиром и во всём помогая отцу. Умел от руки пером провести точную прямую линию или окружность.

Совершенствуясь в живописи и графике, пополняя запас знаний, много путешествовал по Европе. В родном Нюрнберге основал мастерскую, где создал ряд замечательных произведений, в основном на библейские темы. Много работал в технике гравюры. Писал исследования по искусствоведению, инженерному делу. Дюрера нередко называют основоположником немецкого Возрождения. Он не писал о своих взглядах на мир и человека, их приходится разгадывать, внимательно изучая образы в его картинах. На одной из них изображены четыре могучие фигуры — евангелиста Марка и апостолов Иоанна, Петра и Павла. Сохранились надписи, сделанные художником на этой картине. Они предостерегают: не принимайте заблуждения человеческие за Божественную истину; не верьте лжепророкам; умейте сомневаться; отдаляйтесь от тех, кто жаждет собственных удовольствий и никогда не сможет дойти до познания истины; остерегайтесь кичащихся своим высоким положением и поучающих всех. По мнению некоторых искусствоведов, фигуры на картине есть олицетворение главных качеств некоторых библейских персонажей,. Апостол Иоанн — религиозный мыслитель, искренний искатель правды. Пётр — его верный соратник и помощник. Марк готов распространять правду и популяризировать христианскую веру, нести её в массы. А Павел — не организатор, а исполнитель. У него фанатическое лицо. Он не рассуждает, а резко и беспощадно готов биться за внушённую ему идею. Он выразитель чаяний толпы и её низменных целей и средств. Вырисовывается цепочка, которую проходит во времени любая религиозная и философская идея, любое общественное движение и государственная система: от зарождения к подъёму, расцвету, стабильности, переходящих в неизбежный кризис и крах…

Мог ли обо всём этом догадываться Дюрер или он писал свой шедевр бессознательно, по наитию? Наверняка мог. Ведь он был художником-мыслителем, в чём-то похожим на Леонардо да Винчи. В своём знаменитом цикле гравюр «Апокалипсис» он предостерегал людей от тех пороков «общества потребления», которые неизбежно завершаются трагически, когда силы земли и небес обрушиваются на них. Дюрер был истинным гуманистом и думал о будущем человечества, своим творчеством пытаясь его предостеречь от возможных природных и общественных катаклизмов. Но, к сожалению, люди в абсолютном большинстве плохо поддаются разумным внушениям лучших своих представителей.