Из племени гуманистов
Будущая писательница родилась в состоятельной помещичье-дворянской семье Павловских на Гродненщине. Воспитывалась в престижном варшавском пансионе. Она рано вышла замуж за полесского помещика Петра Ожешко. Жить бы да поживать молодой семье без горя и проблем, но времена были непростые. И польские, и белорусские земли входили тогда в состав российской империи. К социальному гнёту добавлялся гнёт национальный.
Половинчатая реформа царизма 1861 года не привела к облегчению положения крестьян. Вспыхнуло восстание под руководством Кастуся Калиновского. Супруги Ожешко, имевшие демократические взгляды, не могли оказаться от него в стороне, как многие другие дворяне. Они участвовали в патриотической борьбе, Пётр непосредственно, а Элиза укрывала преследуемых повстанцев, помогала поддерживать связь между отрядами. После разгрома восстания супруг Элизы и ряд её близких были сосланы в Сибирь.
Восстание потерпело поражение из-за отсутствия единства между различными группировками повстанцев, «красными» и «белыми». Первые во главе с К.Калиновским, а также его соратниками Я.Домбровским и В.Врублевским, помимо борьбы с социальным гнётом, ставили и политические задачи, в первую очередь — освобождение от власти царизма, обретение национальной независимости. Вторые же, неохотно примкнув к восстанию, саботировали многие декреты повстанческого правительства, сужали его цели, заботясь в первую очередь за сохранение своих имений.
Э.Ожешко глубоко осознавала ту пропасть, которая разделяла два слоя польского общества, и то, что с годами эта пропасть не сгладилась, а продолжала углубляться. Об этом — многие её произведения, в первую очередь — роман «Над Неманом» (1887). Он весь пронизан мыслью, что самые лучшие человеческие чувства (любовь, дружба, умение понимать и любить природу) даны только людям труда.
Этим она вступила в заочную дискуссию с так называемыми «позитивистами», которые призывали забыть о повстанческой романтике, патриотических мечтаниях, якобы из-за их несбыточности. Надо трудиться, развивать промышленность, просвещение, науку, вовлекая в эти процессы широкие массы. Это была программа буржуазного развития, во многом прогрессивная, но имевшая и большие изъяны. В конце концов такого рода «позитивизм» привёл к крупнейшим мировым катаклизмам ХХ века.
Э.Ожешко руководствовалась в первую очередь высокими идеалами гуманизма, самоотверженного служения людям. Она была принципиальным противником эгоизма, трусости, приспособленчества.
Для неё патриотизм в первую очередь, любовь к людям, умение им служить и быть понятым ими. В будущем носители такой «гнилой интеллигентности» в массовом порядке падут на полях сражений и в сталинских застенках… Вместо них возникнут бездушные прагматики, для которых само понятие интеллигентности абсолютно чуждо. Поэтому всё те же проблемы полуторавековой давности у нас до сих пор по большому счёту остаются на повестке дня.
Идеи гуманизма и сочувствия к «маленькому человеку» — одни из главных в мировой классике. Книги Элизы Ожешко занимают в ней достойное место и чрезвычайно актуальны в наше очередное «смутное время».