В Святом Городе

В Святом Городе

29 июня 2011, 11:45
1520
Более двух тысяч лет минуло со дня Благовещения Марии из Назарета - события, знаменующего начало новой христианской эры. В течение двух тысячелетий не иссякает поток паломников на Святую Землю.

В мае нынешнего года мне посчастливилось побывать там и тем самым осуществить давнюю мечту — оказаться в местах, где происходили события, описанные в Библии, походить по этой земле, подышать её воздухом и окунуться в тот мир, где зарождалась история.

Турагентства Израиля предлагают множество экскурсий по интересующей меня тематике. Несколько экскурсий в Иерусалим — «центр мира» — имеют соответствующие названия: «Иерусалим Христианский», «Иерусалим — город трёх религий», «Вифлеем и Иерусалим русский», «Иерусалим обзорный и Яд-Вашем». Поскольку из-за очередного политического конфликта ехать в Вифлеем (это арабская территория) не рекомендуется, а посещение Яд-Вашем — Музея Катастрофы и героизма европейского еврейства — у меня запланировано на более позднее время, выбираю первые две экскурсии.

Стоимость поездки составляет 175 шекелей, или 50 долларов. По субботам, в силу специфичности государства Израиль, путёвки немного дешевле. Но в этом есть и свои минусы… Экскурсия осуществляется на комфортабельном автобусе и в сопровождении экскурсовода. Группы подбираются по языковому и территориальному признаку — туристы рано утром, в назначенное время, должны собраться в условленном месте.  Туда подаётся автобус. С раннего утра и до вечера туристы находятся в своей группе, питание за свой счёт в кафе или ресторанчиках, которых великое множество. Хотя нас здорово выручала «ссобойка», что позволило изрядно сэкономить, а деньги использовать на приобретение сувениров. Последние затем очень пригодились. Друзья и знакомые с большой благодарностью принимали их — ведь привезены со Святой Земли.

 Моя первая экскурсия «Иерусалим Христианский» предполагала созерцание панорамы Иерусалима с окрестных холмов, посещение Гефсиманского сада, Церкви Страстей Господних и Храма Успения Богородицы, горы Сион, Горницы Тайной Вечери. Предполагалось пройти по Крестному пути Христа, а также побывать на Голгофе, в Храме Гроба Господня и у Стены Плача. Программа более чем насыщенная. Экскурсия под названием «Иерусалим — город трёх религий» включала в себя посещение еврейского и христианского кварталов Старого города, в том числе могилы царя Давида, римской улицы Кардо, Церкви Патер Ностер…

Упоминания Иерусалима бесчисленны. Он известен как Золотой Город, Святой Город, Город Давида… Нет в мире города, который был бы причиной такого количества вооружённых конфликтов, как Иерусалим. Ни одно из мест, так или иначе связанных с библейскими историями, не остаётся незанятым, над каждым построен храм, а то и несколько… Святые места, почитаемые тремя монотеистическими религиями, постоянно притягивают паломников со всего мира.

С долин Средиземноморья постепенно движемся к холмам и горам Иудеи. С холмов открывается панорама Иерусалима. Вид изменяется по мере приближения, и это завораживает. Незабываемое зрелище и неописуемые ощущения! На въезде в город — знаменитые Сады Сахарова и надпись, расположенная на отвесной скале. Огромными буквами на иврите написано: «Благословенны приходящие». И именно тогда ощущаешь особое благословение и прилив благодати Божией, которые не оставляют тебя долгое время. Причём не только во время посещения Святых мест, но и во время всего нахождения на Святой Земле. Для себя же делаю вывод: здесь, на этой земле, гораздо важнее не видеть, а ощущать, чувствовать. По-другому сказать — видеть духовными глазами, воспринимать увиденное не только разумом, но и сердцем… И вот он — Иерусалим.

 Ни одна возвышенность не имеет такой важности и значимости для христиан, как Елеонская, или Масличная, гора. Ни в одном другом месте Иисус не провёл так много времени в период своего служения в Иерусалиме. Когда Христос бывал здесь, то останавливался у своих друзей в Вифании, так что по дороге туда и обратно Он проходил через Масличную гору. Здесь, глядя на Храм, учил Своих учеников, здесь Господь предсказал разрушение Иерусалима и оплакивал его судьбу. На склонах горы, в Гефсиманском саду, Иисус был схвачен и с её вершины вознёсся на небо…

Здесь же, на Масличной горе, расположена Часовня Вознесения. Небольшое здание отмечает то место, с которого Иисус вознёсся на небеса. Округлый алтарь, построенный над этим местом в 380 году, был частично разрушен персами в 614 году. Позже крестоносцы восстановили храм, построив многоугольную часовню, открытую небу и обнесённую восьмиугольной стеной. Внутри часовни находится камень со следом стопы Христовой. В праздник Вознесения, на сороковой день после Пасхи, различные христианские конфессии проводят здесь свои служения.

Гора Сион и Город Давида, упоминаемые в Ветхом Завете задолго до рождения Христа, впечатляют наличием множества артефактов. Раскопки города Давида обнаружили крепостной вал иевусеев, построенный 4000 лет назад, жилые дома и укрепления, а также более поздние стены и башни. А усыпальница царя Давида является местом поклонения евреев, христиан и мусульман. На Сионе расположена ещё одна усыпальница — Церковь Успения Марии, матери Иисуса.

Туристический маршрут предполагает посещение горницы Тайной Вечери, где Иисус последний раз ужинал со своими учениками на Пасху и где в знак проявления любви омыл ноги ученикам. Ежегодно перед Пасхой здесь собираются христиане различных деноминаций и проводят обряд омовения ног.

Между Масличной и Храмовой горой лежит долина Кедрон. Здесь находится ряд монументальных захоронений периода Второго Храма, в том числе гробница Авессалома, сына Давида. Здесь же — могила Иакова, брата Иисуса. А на склоне Масличной горы — церквушка Доминус Флевит, построенная на том месте, где Иисус оплакивал предсказанную Им гибель Иерусалима. Отсюда открывается ошеломляющий вид на Старый Город.

 На пологих склонах Масличной горы по сей день стоит величавая роща из восьми древних оливковых деревьев. Сюда, в Гефсиманью, пришёл Иисус молиться со Своими учениками. Здесь же, преданный Иудой, был схвачен. Центральная точка Гефсиманьи — базилика мук Христовых, известная под названием Церкви Всех Наций, так как строительство церкви финансировалось многими странами. В церкви, перед главным алтарём, лежит камень Мук Христовых, у которого Иисус молился, обливаясь кровавым потом в ночь перед арестом.

Купальни Силоам и Вифезда являются частью грандиозной системы, спланированной для водоснабжения Иерусалима, напоминают о временах Иисуса и чудесах, сотворённых Им и отражённых в Евангелиях.

Считается, что на этом месте находились Судные ворота, на которых вывешивались имена осуждённых. В стене греческого монастыря находится камень с латинским крестом и надписью «Иисус Христос победоносен». Это восьмая остановка. Место, где Иисус утешал плачущих иерусалимских женщин.

Девятая остановка — место, где Иисус упал в третий раз. Оно отмечено колонной, встроенной в дверь коптской церкви. Отсюда Христос мог видеть место распятия. Десятая остановка Крестного Хода — место, где с Иисуса сорвали одежду — отмечена часовней.

Последние пять остановок находятся в Храме Гроба Господня. Он был построен по приказу императора Константина после Никейского Собора (325 год). Место погребения было обнаружено императрицей Еленой, матерью Константина. На этом месте были три различные по своему характеру здания: круглая церковь над пустой могилой Иисуса, величественная базилика и Храм, отмечающий место распятия. Все эти здания неоднократно разрушались. Храм в его нынешнем виде отстроен крестоносцами в 1149 году после завоевания Иерусалима. В настоящее время Голгофа, Гроб Господен и Камень Миропомазания, на который было положено тело Иисуса, находятся под одной крышей.

Итак, одиннадцатая  остановка — Место распятия. Это святое место принадлежит римской католической церкви. Оно украшено великолепной мозаикой. Двенадцатая остановка — часовня, принадлежащая православным грекам, отмечает место смерти Иисуса. Алтарь подпирают две колонны, а под ними находится серебряный диск, обозначающий место, куда был вставлен крест. Паломникам нужно склониться на колени, чтобы дотронуться до этого места. В центре алтаря видна скала Голгофы. Отмечены места, где стояли кресты двух разбойников, распятых вместе с Иисусом. Тринадцатая остановка — небольшой алтарь обозначает место, где снятое с креста тело Господа было положено на камень Помазания для умащения смесью мира, алоэ и ароматических масел.

Четырнадцатая остановка — Гроб Иисуса. Это самое святое место для  христианства. Находится в самом центре Храма Гроба Господня в красиво украшенной часовне. Святое место покрыто мрамором. Здесь же находятся картины и барельефы, символизирующие Воскрешение, а также 42 лампады, которые горят день и ночь, принадлежащие латинской, греческой православной, армянской и коптской церквям. Пилястр содержит кусок камня, которым был закрыт гроб Иисуса.

Обозревая Иерусалим, нельзя не заметить большой золочёный купол — это Наскальный Купол, или Мечеть Омара. Он является высшей точкой Храмовой горы. Мусульманский халиф Абд эль-Малик построил эту мечеть в 691 году. Здание обновлялось много раз, особенно во времена правления Сулеймана Великолепного. Главной же мечетью Иерусалима считается увенчанная серебряным куполом Эль-Акса.

Впечатляют стены Старого Города. Построенные из блоков серого известняка Сулейманом Великолепным в XVI веке на руинах римского города Элиа Капитолина и города крестоносцев. С периметром более четырёх километров и с переменной высотой, в зависимости от рельефа местности, стена прорезана семью воротами. У каждых своё название — Золотые, Дамасские, Новые, Мусорные, Яффские, Сионские и Ворота Ирода. Весь этот комплекс спустя столетия поражает своей неприступностью и фортификационной мощью.

Особого внимания заслуживает Западная стена — стена Плача. После разрушения Второго Храма в 70 году евреи, и не только евреи, совершают паломничество и молятся у этой стены. Все трещинки в блоках и между ними заполнены записками-просьбами к Всевышнему. Каждому, как говорится, по вере…

Иерусалим — уникальный город. Человек любой конфессии и любого вероисповедания найдёт здесь то, что нужно именно для него. Каждый сможет ощутить присутствие Господне и исполниться особым чувством, осознавая, что эта земля особая, земля святая