Трагедия в Чёрном море

Трагедия в Чёрном море

26 августа 2011, 07:00
1720
С какой же безраздельностью весь мир Заполонили грубые начала! В.Шекспир, “Гамлет”

Начало перестройки в СССР ознаменовалось двумя крупными техногенными катастрофами. Через четыре месяца после взрыва на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) весь мир облетело сообщение ТАСС: “Вблизи города Новороссийска в результате столкновения с грузовым судном потерпел аварию и затонул пассажирский пароход “Адмирал Нахимов”.

Этот пароход был самым крупным пассажирским лайнером на Чёрном море. В прошлом это судно экстра-класса называлось “Берлин” и было спущено со стапелей в Германии в 1925 г. Обслуживало пассажирскую линию Бремен — Нью-Йорк. Во время второй мировой войны было торпедировано английской подводной лодкой и затонуло в устье реки Свине. В таком состоянии — лежащим на дне — судно получил в 1948 г. Советский Союз после поражения Германии. Несмотря на это, Регистр СССР подтвердил его хорошую сохранность. Судно имело двенадцать поперечных водонепроницаемых переборок, что позволяло ему оставаться на плаву при затоплении двух смежных отсеков.

Таранивший “Нахимова” сухогруз “Пётр Васёв” был специализированным судном для перевозки зерна. Он был построен в Японии в 1981 г. и оснащён самыми современными навигационными приборами. Многое в новороссийской катастрофе объясняет наличие у сухогруза мощного носового бульба — особой цилиндрической насадки для преодоления сопротивления водной массы. Этот многометровый таран сыграл роковую роль в гибели “Нахимова”.

31 августа пароход “Адмирал Нахимов”, на борту которого находилось вместе с командой 1234 человека, отошёл от причала порта Новороссийск и последовал к выходу из Цемесской бухты, направляясь в Сочи. В это время теплоход-сухогруз “Пётр Васёв” с 30 тысячами тонн ячменя из Канады входил в Цемесскую бухту. По всем правилам  “Адмирал Нахимов” должен был уступить дорогу (остановиться или повернуть в сторону). Однако капитан Марков решил на сей раз нарушить правила (вероятно, для экономии времени и топлива) и договорился по радио с капитаном “Петра Васёва” Ткаченко, чтобы он его пропустил. И тот охотно согласился, а береговой пост дал разрешение. Однако рулевой сухогруза почему-то не изменил скорости и курса вплоть до того момента, когда делать это было уже поздно. Мощный бульб “Петра Васёва” пробил огромную дыру в корпусе “Адмирала Нахимова”. Судно начало быстро крениться на правый борт. Всё произошло так быстро, что большая часть спасательных средств так и не была спущена на воду и ушла на дно вместе с судном, которое затонуло через 8 минут после столкновения. Удалось спасти 836 человек.

Суд, состоявшийся в Одессе через семь месяцев после трагедии, признал капитанов виновными в столкновении в равной степени и приговорил обоих к 15 годам лишения свободы. Отдельно были выделены материалы о недостатках в деятельности Новороссийской аварийно-спасательной службы Черноморского пароходства, суда которой с опозданием прибыли в район бедствия.

Целая серия катастроф нынешнего года на российском водном транспорте (на Волге, Яузе, Москва-реке) красноречиво свидетельствуют о том, что трагические уроки прошлого усвоены плохо либо оказались вовсе забытыми. Поразительная беспечность и жажда наживы затмили головы тех, кто отвечает за самое главное — безопасность жизни людей.