Деньги в школу: «поощрение» или «наказание»?

Деньги в школу: «поощрение» или «наказание»?

16 сентября 2011, 07:00
575
В дискуссии «Незабываемый отпуск: «ближний» или «дальний»?» больше голосов получила Доронина (5:4). Предмет нынешнего разговора - деньги и школа. Как наличность в кармане отразится на школьной жизни ученика: изменится ли отношение к учёбе, друзьям? Ждём ваших комментариев с вариантом, который, по вашему мнению, верный.

«Своё — оно и в Африке своё!»

Современная  жизнь диктует свои правила игры. И наличие денег в кармане уже, как говорится, условие «по умолчанию». И так ли это плохо?

Главный и бесспорный плюс – это навыки бережливости. Имея свои личные денежные средства, ребёнок сызмальства учится умелому их распределению. Кто-то скажет: «Да всё уйдёт на конфеты, жвачки и прочие сладости!» Может, в первое время так и будет. Но потом! Зная, какой суммой ребёнок располагает в день (неделю, месяц), он обязательно задумается, какие свои потребности лучше удовлетворить в первую очередь. Начнёт откладывать, думать, от чего отказаться, с покупкой чего повременить, а может, нужно обратиться за советом к взрослым?..

Во-вторых, у каждого из нас есть мечты. Но кто-то стесняется рассказать о своём желании, боясь быть осмеянным. А когда имеешь свои деньги, шанс получить желаемое возрастает.

В-третьих, ребёнок учится взаимоотношениям с окружающими: кому можно дать в долг, а кому — отказать. И как это стоит делать: унижая достоинство «просящего» или, наоборот, жалея его чувства. Ведь всё в этой жизни возвращается к нам бумерангом… Да и момента возврата долга также не избежать. Как вести себя в сложных ситуациях? Этому могут научить только жизнь и, безусловно, родители. Следовательно, вы, родители, нашли ещё одну нить для укрепления отношений со своим чадом, вы в курсе его отношений со сверстниками, его целей.

В-четвёртых, как ни крути, а самооценка повышается. Зная свои финансовые возможности, знаешь, что можешь себе позволить: пригласить девушку в кафе, подарить парню редкий диск с музыкой, посетить концерт любимого исполнителя… Список «возможностей» можно продолжать и продолжать…

В-пятых, желание увеличить свои поступления способствует саморазвитию ребёнка. Кто-то решит «подтянуть» для этого успеваемость в учёбе, кто-то возьмёт на себя ещё обязанности по дому, кто-то решит зарабатывать своим умом (например, приняв участие в конкурсе) или трудом (помыв машину соседу)…

И, наконец, в-шестых, деньги способствуют формированию характера. Такие его черты, как щедрость, бескорыстность, алчность, жадность, напрямую зависят от отношения к деньгам, привитого с детства. Да и по жизни ребёнку будет проще, если он будет знать не только как накопить, но и как потратить, отдать (если надо) честно заработанные… И при этом не роптать на судьбу и людей рядом!

Юлия Доронина, «ИП»

Карманные деньги — в общем кошельке
«Ты своим сколько на неделю даёшь?» — спросила меня как-то подруга. Честно говоря, поначалу я не «догнала», что она имеет в виду. Как оказалось, «свои» — это мои школьницы-дочери. Ну, а давать я им в неделю должна была, по мнению подруги, деньги на карманные расходы.
Вопрос заставил меня задуматься. Дело в том, что детям своим в неделю либо в месяц ни я, ни муж не выдаём никаких конкретных сумм. Это, конечно, не значит, что наши дочери не могут позволить себе шоколадку после уроков или всякие там наклеечки. Всё это они, конечно же, покупают. Только не за свои собственные, а за наши общие деньги!
Как у нас происходит «обеспечение» детских расходов? Расскажу. В доме имеется кошелёк, в который ежемесячно (или по мере поступления финансов) отправляется энная сумма на продукты, бытовые расходы в виде порошков-шурупчиков-носков и так далее. Кошелёк доступен для всех членов семьи, в том числе и детей. Они свободно могут пересчитать деньги, прикинуть, могут ли позволить себе какую-то очередную безделушку. Перед тем, как пойти за покупками, просто ставят нас в известность: «Мам, я за новой тетрадкой (ручкой, колготками, подарком для подружки и т.д. и т.п.) Вот и вся система!
Когда я рассказала об общем кошельке подружке, она меня не поняла. «Ты что?! — говорит. -А если дети возьмут ВСЕ деньги? И ничего не скажут, не признаются?» Ну уж нет! У нас в семье полное доверие! И я уверена, не побоюсь этого слова, в своих детях!
«В таком случае, они у тебя никогда не научатся копить!» — последовало следующее замечание. И снова я посмела не согласиться. Крупные покупки, опять же, у нас обсуждаются сообща. Когда дочки хотят приобрести что-то, что мы не можем купить сиюминутно, девчонки заводят конвертики, подписывают их (к примеру,«новый телефон») и начинают складывать туда денежки. Где они их берут? Идут в магазин за продуктами — остаётся сдача. Когда тысяча-две, а когда и десять-двадцать. Опять же, интересуются у взрослых: «Можно сдачу в конвертик положить?» Вот так нужная сумма и накапливается…
Такая вот у нас система. По-моему, очень даже неплохая. По крайней мере, дети в курсе наших расходов и доходов, ценят труд родителей, учатся планировать семейный бюджет. И никогда, заметьте, не требуют у нас каждую неделю определённых сумм. Значит, их наша система «карманных денег» также вполне устраивает.

Даша Добрынина, «ИП»