История уличного освещения
14 октября 2011, 06:00

История уличного освещения

Осенью город рано погружается в сумерки. И сегодняшним горожанам может показаться, что фонари были всегда. Однако в средние века даже такие крупные города, как Лондон и Париж, после заката солнца погружались во тьму. Выйти на улицы ночью решались лишь смельчаки. Так продолжалось до конца XVII-начала XVIII века.
Поделиться

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Позже, в 1667 году, королём Людовиком XIV был издан специальный указ об уличном освещении, и вся столица Франции озарилась светом. Частично именно за эту заслугу правление Людовика прозвали «блестящим», а его самого «Королём-Солнцем».

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель – англичанин Уильям Мердок – поначалу подвергся насмешкам, но вскоре газовые фонари покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. Они были впервые вывешены по указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих к Петропавловской крепости, 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами.

Проект первого уличного масляного фонаря был разработан французским архитектором Ж.Б. Леблоном.

В 1879 году в Петербурге на Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Русский свет» (так окрестили электрические фонари) произвёл в Европе фурор. По-настоящему популярным электрическое освещение стало после того, как Эдисон разработал полную цепочку – от электростанций до конечных потребителей.

В январе 1895 г. в Минске в помещении городской водокачки, у моста через Свислочь, была установлена паровая машина для питания потребителей города электрической энергией. В 1908 г. электричеством освещалась привокзальная площадь г.Пинска. Однако в самом городе улицы были оснащены керосиновыми фонарями. В 1915 году их имелось 221, из коих 55 – кадильных и 166 простых, которые обслуживались дежурными надсмотрщиками, ежесуточно составлявшими подробные отчёты о состоянии фонарей и расходе заправочных материалов. На улицы Лунинца электричество пришло позже. В источниках упоминается, что к 1956 году в Микашевичах работало 12 фонарей, в Лунинце – 8.

В настоящее время ассортимент искусственных источников уличного света значительно расширился. Не секрет, что внешний облик города, района или отдельного двора складывается из нескольких деталей. Но главный показатель опрятности и ухоженности – это уличные фонари. Именно поэтому они должны быть не только функциональными, но и изящно-утончёнными.