Нормы права не указ? Или Как потребители отстаивают свои права

Нормы права не указ? Или Как потребители отстаивают свои права

23 ноября 2011, 13:40
824
Все мы потребители. И посещая очередной магазин или заказывая определённую услугу, автоматически попадаем в потенциальную зону риска. И чем чаще мы выступаем покупателем или заказчиком услуг, тем чаще находимся в опасности нарушения своих прав.

В сложившихся рыночных отношениях никто из граждан и потенциальных покупателей не защищён от нарушения его прав потребителя. Чаще всего именно покупатели товаров и заказчики услуг или работ становятся жертвами обмана недобросовестных продавцов.

Обратимся к конкретным примерам. Индивидуальный предприниматель И.Стеблов (фамилии в тексте изменены) занялся продажей компьютерной техники. Поставив бизнес на поток, предприниматель мало беспокоился о выполнении своих обязательств перед потребителями.

Как итог – иски в отношении недобропорядочного продавца в суд Лунинецкого района. У лунинчанки М. ноутбук, купленный у Стеблова, вышел из строя. Женщина вернула технику в ремонт по гарантии. Затем ноутбук сломался повторно. Вновь приняв его в ремонт, предприниматель «забыл» о возврате…

В заявлении в суд истица потребовала не только заменить недоброкачественный товар (или вернуть деньги), но и компенсировать моральный вред длительным отсутствием техники, а также выплатить неустойку за нарушение срока замены товара.

Сумма неустойки — а это 1% за каждый просроченный день — составила 1.784.000 рублей. С учётом компенсации морального вреда, госпошлины и судебных издержек Стеблову пришлось выплатить истице кругленькую сумму.

Это не единственный иск в отношении Стеблова. Договор купли-продажи на покупку компьютера в судебном порядке расторг с ним и луничанин В. Заключив кредитный договор с предпринимателем, истец более четырёх месяцев ждал, когда же Стеблов доставит компьютер, за который банк перечислил предпринимателю кредитные средства, но так и не дождался. По решению суда в пользу истца взыскана неустойка в сумме 2.925.600 рублей, а также компенсация за моральный вред в сумме 500.000 рублей.

Ещё одной рекордсменкой по количеству предъявленных исков стала предпринимательница из Лунинца О.Рябкова. Спектр оказываемых ответчицей услуг впечатляет: окна из ПВХ, двери межкомнатные и входные, ворота секционные и прочее – она бралась за всё, в чём нуждался потребитель. Деньги брала с лёгкостью, а вот выполнять заказы не торопилась.

В заявлении в суд истец В. указал, что 12 ноября 2010 года между ним и ответчицей был заключён договор купли-продажи окон из ПВХ в количестве 7 штук, 4 деревянных дверей и одной металлической на общую сумму 5.483.750 рублей. Деньги в тот же день перечислены банком на счёт ИП. В течение 30 дней предпринимательница обязалась поставить изделия, однако своих обязательств не выполнила.

На телефонные звонки она не отвечала. Ремонт у заказчика затянулся на 8 месяцев…

На основании решения суда, состоявшегося в июле этого года, с Рябковой в пользу истца взыскана сумма основного долга 5.250.000 рублей, 1.128.750 рублей в виде процентов за непередачу товара, 1.000.000 морального вреда и 160.000 рублей судебных издержек.

К слову, несколько заявлений в отношении Рябковой оставлены без рассмотрения, так как ответчики не соблюли порядок предварительного внесудебного разрешения дела.

Из закона «О защите прав потребителей:

-Вред, причинённый жизни, здоровью, наследственности или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению в полном объёме продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет (п.1 ст.16).

-Компенсация морального вреда, причинённого потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1,2 ст.17).

-Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно и незамедлительно. В случае, если устранить недостатки незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать 14 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара (п.1 ст.22).

Каждый человек полагает, что продавец обязан и будет соблюдать нормы действующего права. В свою очередь некоторые продавцы надеются, что нормы права им не указ и что они вольны творить самоуправство. Как показывают выше приведённые примеры, несоблюдение правовых норм наказуемо. И в первую очередь — рублём.

Потребителям же хочется пожелать быть бдительными, документировать отношения с продавцами и поставщиками услуг, а также пользоваться услугами проверенных фирм, уже зарекомендовавших себя на рынке с положительной стороны.