«Если нет другой дороги…»

«Если нет другой дороги…»

22 декабря 2011, 11:05
566
Почему молодые учителя не задерживаются в школе, а в большинстве случаев бегут из неё, как только «отбудут» свой срок? Есть ли в школе возрастная дедовщина? И имеет ли под собой основу мудрость: «Если нет другой дороги, то подамся в педагоги?» В поиске ответов на эти вопросы обратился к молодым специалистам одной из школ района.

Лишь за редким исключением молодые учителя остаются в школах после того, как отработают два года по распределению. «Университет даёт больше теории, чем практики, не готовит к реальной жизни, — говорит знакомый социальный педагог. — Много молодых специалистов, которые приходят к ученикам и просто читают тему по конспекту. Опытные же преподаватели стараются работать на износ, не жалея себя. Молодёжь на такие трудовые подвиги сейчас не способна».

Учителя, которые только начали свою трудовую биографию, не намного старше выпускников. Они не скрывают, что их давит бесконечная документация, килограммы бумаги переводятся впустую. Тот же социальный педагог откровенно признаётся: «Нет времени, которое можно потратить с пользой для учеников, не говоря уже о личном времени… Зарплата же – мизерная, между тем, папки, бумагу, файлы и прочие канцтовары приходится покупать за свои деньги. Да и в плане востребованности – в 70 процентах ни детям, ни учителям, ни родителям помощь социального педагога не нужна. Построить карьеру в школе невозможно!».

Спрашиваю у собеседников, есть ли в школе так называемая возрастная дедовщина. Респонденты отвечают, что разница в возрасте чувствуется. При этом молодёжь ощущает заботу, дружеское участие старших, готовность поделиться опытом.

Мнение о том, что работу в школе нужно упростить, выразил молодой учитель немецкого языка. Он считает, что больше внимания нужно уделять детям, а не бумаготворчеству. «Недостатки в работе есть, но пока буду стараться набираться опыта, — говорит он и, подумав, продолжает — По государственным меркам учительская зарплата средняя, хотелось бы больше, но могло ведь быть и хуже. Дети есть разные: одни не хотят вникать в предмет, ленятся, а другие, наоборот, — стараются… Взять, к примеру, план-конспект. Какой от него толк, если дети не готовы к уроку? Ну, сам себе планируй, сам себе и отвечай».

Увы, получается: если возможности поступить в престижный вуз нет, то приходится идти в «пед». А потом учителя, которые в бытность выпускниками получили самые низкие баллы по ЦТ, приходят учить детей.

«Молодые по большей части относятся к работе безразлично. Школа не даёт знаний и не несёт в себе хорошей базы. Наш диплом котируется только в Беларуси. Что ждёт белорусское образование через пару десятков лет, если такие «профессора» приходят просто отсиживать?» — задаётся вопросом молодой психолог средней городской школы и признаётся, что после отработки в школе не останется ни одного дня. И дополняет: «Деятельность, связанная со сферой образования, — труд неблагодарный, низкооплачиваемый, в нашем мире психологу прожить очень сложно. Зарплата психолога – 1 миллион, учитывая, что работа 6 дней в неделю, 40 часов, плюс факультативы. Работать нелегко, потому что считают: если нужно работать с психологом, значит ты — псих. В стране низкая психологическая культура, приходится проводить рromotion-акции (рекламные), только тогда можно добиться хорошего результата. Очень много времени отнимают бессмысленные документы. На каждого ученика нужно писать документацию. А лучше бы заниматься тренингами, чем тратить время на пустую писанину. Все эти бумажки нужны только многочисленным проверяющим, а не нам и тем более детям и их родителям».

Остались ли льготы для молодых специалистов? Куратор молодых специалистов школы поясняет, что на них могут рассчитывать только бюджетники. Молодой специалист может получить кредит в размере 15 прожиточных минимумов на предметы первой необходимости, такие, как посуда, мебель, одежда, бытовая техника. В сельских школах есть прибавка к зарплате в 20%. Жильё молодым специалистам, проходящим практику не предоставляется. Если молодой специалист окончил вуз с красным диплом, после первого года работы может получить вторую категорию.

К сожалению, сегодня в стране наблюдается отток людей педагогической профессии. Женщины-учителя уезжают работать гувернантками в зажиточные российские семьи, чтобы прокормить свои. Это также один из аргументов, почему следует поднимать престиж профессии учителя в нашей стране. Не давить педагогов бессмысленной документацией и проверками-пытками, а поднять на достойный уровень зарплату, чтобы он не чувствовал себя нищим перед разодетыми учениками.

Может быть, тогда в пед-университеты пойдут лучшие ученики школ, как это было раньше…