Эволюция. Без комментариев?

Эволюция. Без комментариев?

01 марта 2012, 09:05
519
То и дело нас, учеников старших классов, «радуют» разнообразными нововведениями в системе образования. Недавно изменились правила орфографии белорусского языка, постоянно меняются нормы подписывания и заполнения тетрадей. Однако, заглянув в учебник биологии для 11-го класса, испытала ощущение, что здесь-то всё осталось по-старому…

Как известно, преобладающими теориями происхождения жизни являются креационизм (вера в Бога) и эволюционная теория Чарльза Дарвина. По данным Lenta.ru, половина жителей десяти стран мира высказались в пользу преподавания креационизма. В наших же учебниках ей уделяется небольшой абзац в семь строчек, тогда как эволюционная теория детально изложена в 19 (!) параграфах. Такая «справедливость» несколько настораживает. Дабы выяснить причину столь странного «уравновешивания», решила обратиться в нашу «кузницу знаний».

Поясняя причины преобладания в программе эволюционной концепции, специалист отдела Министерства образования Республики Беларусь на мой вопрос относительно того, что взято за основу в обучении, ответила: «То, что взято за основу в нашем ближайшем зарубежье, то мы и даём детям… Учёные Беларуси, России, Украины и других стран пользуются единым образовательным биологическим пространством и имеют одинаковый подход к этому вопросу». Выходит, то, какую теорию взять за основу для изучения белорусскими школьниками, зависит от субъективного мнения группы этих учёных?

Более того, тот же специалист признаётся: «Если взять учебники биологии 60-х, 70-х годов, мы ничего, по сути, не изменили. (И это с учётом того, что программа пересматривается каждые пять лет.) Мы не насаждали данную теорию, но, тем не менее, она взята за основу».

В ответ на предложение уравнять в правах хотя бы наиболее распространённые теории, слышу: «Существует около семи мнений о происхождении жизни, но это не значит, что мы обязаны знакомить с ними учащихся». Почему-то подумалось: а разве то, что мы изучаем в школе, не влияет на наше мировоззрение? И можно ли сложить объективное мнение о чём-то, имея лишь однобокую информацию?

Вот что по этому поводу говорит учитель биологии СШ №1 г.Микашевичи Ирина Казимировна Корбут:

«Считаю, что преподносить только одну теорию как факт неправильно. Дети должны иметь представление обо всех возможных теориях, и на основании этого принимать аргументированное решение, чего придерживаться им».

Возможно, конечно, что при пересмотре программы в ближайшем будущем (через два года) наши учебники станут более объективными.

Кстати, подобный вопрос совсем недавно, 25 ноября 2011 года, широко обсуждался у наших соседей в Украине. Как пишет интернет-газета «Путь», «участники круглого стола приняли резолюцию, утвердили список изменений, рекомендованных ко внесению в учебную программу и создали рабочую группу для координации дальнейшей работы по созданию новых методических и учебных материалов». Что стало причиной такого единогласного решения? «Подробно рассказав о предпосылках и истории создания эволюционной теории, о практике подтасовок и искажений в ней, целенаправленно занимающийся данной проблематикой с 1996 года и имеющий научные труды в этой сфере Пётр Гусак убедительно доказал, что эволюционизм не может претендовать на звание строгой научной теории, являясь, скорее, одной из многих гипотез, не поддающихся доказательству научными методами», — сообщает та же газета.

Конечно, для кого-то, возможно, и нет разницы, какую теорию изучать приоритетно. Тем же, для кого этот вопрос принципиально важен, приходится мириться с тем, что есть.

Так или иначе, «каждый выбирает по себе…»