Работа над ошибками неумелого оратора

Работа над ошибками неумелого оратора

22 марта 2012, 10:08
1365
Как увлечь аудиторию своим выступлением? Вы не задавались таким вопросом? Почему одного человека слушают открыв рот, а речь другого, превосходная по содержанию, - не вызывает внимания слушателей?

На собственном примере

Недавно мне довелось представлять научную работу в Бресте. Стою перед аудиторией, хорошо подготовленная. У меня интересная работа и слайды. Продумав структуру своей презентации – начало, основную часть и удачную концовку, хочу, чтобы меня слушали и понимали. У меня дрожит голос и трясутся коленки, порой в речи проскальзывают слова-паразиты. Но стараюсь говорить чётко, не монотонно, делаю паузы, обвожу слушателей взглядом. Сначала они смотрят на меня, потом не смотрят, потом начинают тихонько болтать.

Конечно, моя тема не является настолько яркой, чтобы железно приковать к себе внимание. Я говорю не о моде или сплетнях. Мой монолог длится недолго, около 10 минут. Понимаю, что есть предел человеческому вниманию, но для перерыва на кофе и булочки ещё слишком рано.

И здесь мне бы пора использовать некоторые способы «вовлечения», которые применяют многие ораторы. Это должно бы пробудить и удержать внимание аудитории. Но нет, продолжаю говорить, скрестив руки на краюшке трибуны.

И вот говорить-то мне не так уж и хочется. А в голове вертится назойливая мысль предстоящего дня рождения подруги. Эффектно сбившись практически у финиша, заканчиваю речь в формате аля «лишь бы отцепиться». Последний штрих – милая лёгкая улыбка. Покидаю трибуну с чувством, как будто упала в лужу перед толпой народа.

Работа получила высокую оценку профессионалов и была отмечена почётным дипломом 2-й степени. Признаться, это несколько меня утешило. Значит, старания не были пустыми.   

Время работы над ошибками

Как прочитала у экспертов, 90% успеха выступления зависит от самого оратора. Я справилась процентов на 50, причём с натяжкой. Проанализировав своё поведение, пришла к выводу, что первая промашка — скрещённые руки. К тому же, я буквально спряталась за трибуну. А мимика и жесты? Они были просто на нуле! Как уже прочитала потом, плавные «заманивающие» движения рук, небольшая подача корпусом к зрителям притягивают их внимание. Единственное, с чем мне удалось совладать, так это с дрожью в коленках. Это, похоже, единственный плюс.

Манипуляции в общении

За советами по поводу искусного ораторства обратилась к педагогу-психологу Екатерине Михайловне Касперович.

— Конечно, руки скрещивать не нужно, — подчеркнула Ольга Михайловна. — Скрещённые руки — признак волнения и неуверенности, хотя в подобной ситуации человеку это свойственно. Следовало бы использовать жестикуляцию, но без перебора. Очень важен тембр голоса. Также не следует «загружать» зрителей цифрами. Если видишь, что слушатели засыпают, попробуй рассказать какую-нибудь шутку или историю, но относящуюся к теме выступления. Лучше смотреть не в глаза, а на переносицу, если разговариваешь с кем-либо. Но самое главное — говорить чётко и внятно.

— Можно ли действительно заставить слушать себя? — интересуюсь.

— В принципе, можно, но это нужно больше политикам, нежели ученикам… Хотя, конечно, цель оправдывает средства.

«Стабильность — признак мастерства»! Это не о риторическом искусстве. Оно не приемлет однообразия. Возьмите на заметку, что в процессе выступления следует изменять тембр голоса: переходить от тихих  ноток к громким, выделять фразы соответствующими интонациями. А иногда: сделай паузу — скушай «Твикс»! Молчание порой наиболее красноречиво.

Про себя могу добавить, что хотя и старалась говорить не монотонно, выходило это как-то не очень.

Система работает!

К слову, моё выступление проходило в официальной обстановке, поэтому использовать все способы «вовлечения» просто невозможно. А для неофициальной беседы возьмите на заметку приём «прикосновения». Пожмите руку начальнику в знак уважения, похлопайте приятеля по плечу. Во время разговора едва заметно прикоснитесь в руке собеседника, и вы приятно удивитесь: «А система-то работает»!