Пустующие и ветхие дома на селе

Пустующие и ветхие дома на селе

с 1 сентября будут реквизировать быстрее

Ускорение в этом вопросе должен придать новый Указ президента Республики Беларусь №100 от 23.02.2012 г. «О мерах по совершенствованию учёта и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности».

Документ принят «в целях совершенствования учёта и сокращения количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками или без них в сельской местности, дальнейшего наведения порядка на земле и благоустройства территорий населённых пунктов». Практически слово в слово повторяется цель пока ещё действующего Указа от 3.02.2006 г. №70. Видимо, тот указ не слишком хорошо справлялся с реквизицией пустующих и ветхих домов, поэтому его и решили заменить.

Как и прежде, новый указ регулирует действия местных властей при выявлении в сельской местности пустующих и ветхих домов.

Под пустующими домами указ понимает расположенные «в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в госсобственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних 3 лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее одного месяца в календарном году (далее — непрерывно не проживают), и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания».

Под ветхими домами понимаются расположенные в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, признанные в установленном законодательством порядке не соответствующими санитарным и техническим требованиям или непригодными для проживания, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что данные дома содержатся бесхозяйственно, лица, имеющие право пользования ими, в течение последнего года не проживают в них и не принимают мер к восстановлению этих домов для использования по назначению.

Как и прежде, с 1 сентября 2012 года местные органы продолжат вести регистр учёта пустующих домов с целью подачи в последующем иска в суд о признании таких домов бесхозяйными и передачи их в собственность административно-территориальной единицы. Однако если сейчас исполком должен подать такое заявление в суд не позднее 6 месяцев с даты включения дома в регистр пустующих домов, то с 1 сентября 2012 года местным органам власти отводится на это всего один месяц. Соответственно, и у собственников таких домов уменьшается временное поле для маневров.

Чтобы дом не попал в регистр пустующих домов и не был потом реквизирован через суд, собственник обязан подать в исполнительный комитет уведомление о намерении использовать в дальнейшем этот дом для проживания. Сделать это он должен до истечения «трёхлетнего периода, во время которого в жилых домах непрерывно не проживали лица, имеющие право пользования домами». По существу, собственник должен сам отслеживать, как долго пустует его дом, и успеть подать уведомление в исполком, пока не истечёт три года с момента, как он начал пустовать.

Вопрос только в том, когда такой момент наступает и как собираются это отслеживать местные органы власти. Указ предусматривает создание специальной комиссии, которая будет ходить по весям и селам, выявляя пустующие дома. Вот только не понятно, какие доказательства будут при этом использоваться: показания соседки, высота проросшей во дворе крапивы, показания электросчетчика или что-то ещё? Вопрос не такой уж праздный, как может показаться на первый взгляд. Деревня ведь не гостиница, и там никто не фиксирует день приезда и день отъезда собственников дома, тем более что сейчас дома в небольших заброшенных деревеньках очень часто используются как дачи сезонного пребывания.

В такой ситуации комиссией может быть очень легко установлено, что дом используется для проживания в совокупности менее одного месяца в календарном году в течение последних трёх лет подряд. И если от такого собственника не поступило в исполнительный комитет письменного уведомления о намерении использовать такой дом для проживания, всё это будет приравнено к отказу от права собственности на дом.

В регистр пустующих домов не будут попадать только те дома, в которых «в течение последних трех лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в совокупности менее одного месяца в календарном году, если это вызвано переводом данных лиц на работу в другую местность, нахождением их на военной службе, в служебной командировке, в медицинских учреждениях, лечебно-трудовых профилакториях, на обучении в учреждениях образования, отбыванием наказания в виде лишения или ограничения свободы, а также в иных случаях, определённых президентом Республики Беларусь». Аналогичная норма есть и в ныне действующем указе. Однако с 1 сентября 2012 года новый указ вменяет таким лицам обязанность уведомить исполком о своем особом положении. В общем, если человек отбывает срок в колонии, он всё равно обязан сообщить в местные органы власти о своём намерении использовать этот дом в будущем.

В несколько более привилегированном положении будут находиться владельцы домов, признанных ветхими. Такие дома будут подвергаться либо сносу (с согласия собственника), либо принудительному выкупу исполкомом через суд. Оценка дома для выкупа будет проводиться территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Впрочем, до проведения всех этих официальных процедур собственнику дома будет предоставляться срок для приведения дома в порядок либо сноса (от 3 до 6 месяцев) либо срок для подачи заявления о получении разрешительной документации на реконструкцию, капитальный ремонт дома (не более месяца).

Если дом всё-таки был выкуплен исполкомом, он выставляется на торги либо осуществляется его снос.

Естественно, при изъятии пустующего дома либо выкупе (сносе) ветхого дома у собственника дома прекращаются все права на соответствующий земельный участок.