«Может, сегодня вас не заметят, но завтра — обязательно!»

«Может, сегодня вас не заметят, но завтра — обязательно!»

10 мая 2012, 11:26
539
Вскоре прозвенит последний звонок, и сотни выпускников 11 и 9 классов окажутся перед выбором профессии. Куда пойти учиться: попытаться сразу поступить в вуз или для начала получить профессионально-техническое образование? Некоторым второй вариант может показаться неперспективным. А зря… О системе профессионально-технического образования, и не только, беседуем с директором Лунинецкого политехнического профессионально-технического колледжа Андреем Григорьевичем Бовкуновичем.

О системе профессионально-технического образования

— В современной сфере образования существует система непрерывного профессионально-технического обучения. Она включает в себя три ступени: профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. В чём преимущество данной системы перед той, которая у нас уже сформировалась? Будущий специалист, который проходит все три ступени, выходит из стен вуза полностью подготовленным как теоретически, так и практически. Он уже настоящий специалист. Его не надо учить на производстве, как подойти к машине или станку, – он всё это знает. Учащийся, хорошо закончивший профтехзаведение, может без сдачи тестирования поступить в заведение следующей ступени, а затем по сокращённой форме обучения – в вуз. У населения же сформировался главный стереотип успешности – нужно сразу получать высшее образование! Поэтому экономике и не хватает людей с рабочими специальностями.

Профессионально-техническое учебное заведение не только готовит рабочих и специалистов по очень востребованным специальностям, но и выполняет такую важную социальную функцию в обществе, как занятость учащейся молодежи. Помимо обучения профессиональным навыкам, мы много внимания уделяем развитию творческих способностей учащихся. Ещё одна задача – переподготовка безработных, которые стоят на бирже труда. Так люди получают возможность получить новую специальность, по которой они потом смогут работать. Ещё очень важная наша задача – работа с детьми из неблагополучных семей, детьми-сиротами. У нас таких детей немало, и именно мы даём им путевку в жизнь, возможность самореализоваться.

О проблемах…

— Одна из главных проблем — очень низкий образовательный уровень учеников, которые к нам приходят, особенно выпускников базовой школы. Это в определённой степени портит репутацию профтехучреждений. Простым языком — среди молодёжи нас называют «хабза». Мол, зачем тебе эта «хабза», лучше сразу в интитут! Тем более, сейчас туда могут пройти и те, кто учится довольно слабо.

Еще одна проблема, которая у нас существует – это недостаточное финансирование на приобретение учебного оборудования. Обновлять учебно-материальную базу, проводить техническое перевооружение сложно. На производстве давно уже ушли вперёд. Из-за этого мы не можем наших учащихся научить работать на современной технике. Приходится иногда проводить занятия по производственному обучению прямо на предприятиях, чтобы ребята хотя бы знали, как работать с таким оборудованием.

Пусть и есть проблемы с финансированием, планов у нас много, осталось только дождаться спонсора. Пока нам помогают «Виктория» и «Полесьеэлектромаш». Сами всегда стараемся поощрять выдающихся учащихся. В этом году на это выделено 1,5 млн. рублей.

…и перспективах

Сегодня мы получили возможность готовить специалистов со средним специальным образованием. Это даёт нам возможность развития. К нам теперь приходят учиться и на вторую ступень. Приходят и взрослые люди, бывшие учащиеся. Некоторые хотят остаться мастерами производственного обучения. Такая перемена повышает профессиональный уровень как учащихся, так и преподавателей, потому что статус колледжа предполагает соответственно и более высокий уровень образовательный и квалификационный, более высокие требования. В первую очередь – к преподавательскому коллективу.

— Многие исследователи и СМИ называют последние реформы малоэффективными и ухудшившими уровень образования. Каково Ваше мнение на этот счёт?

— Не стоило вводить дифференцированное обучение, не надо было вводить 10-балльную шкалу. Она просто даёт возможность ученикам с низкой мотивацией к обучению, получать не позорные «тройки» и «двойки», а более высокие баллы, исключающие риск остаться на второй год. Тем более что школа не имеет возможности воздействовать на таких учеников. Сейчас в школе работают только с теми, кто хочет учиться. А потом те, кто не хотел учиться, приходят в колледж. Как мы научим его профессии, если даже базы у него нет? Нередко встречаются такие случаи, когда учащиеся слабо пишут и читают, пройдя 9 классов школы! Почему? Потому что у школы отобрали рычаги воздействия на детей. Старая советская система образования была одной из лучших в мире. Одно было не так – недостаточно внимания уделялось системе профессиональной подготовки. Вот куда нужно было направить реформы. Получается странная ирония – изменилось в образовании с советских времен всё, кроме этого.

— Как Вы стали директором колледжа?

— Чтобы стать директором учреждения образования более высоко статуса, надо чтобы на прежней ступеньке ты тоже чего-то достиг. Не хочу хвастаться, но в школе, в которой я работал, многое изменилось при мне в лучшую сторону. Не благодаря мне, конечно, а благодаря руководству области, которое выделило нам деньги на ремонт. Моя же задача, как руководителя, состояла в том, чтобы правильно использовать эти средства. Многое изменилось в структуре учебного процесса, вырос качественный состав учителей, повысился уровень подготовки учеников. Когда мне предложили повышение, не отказался.

— Как строите свою политику?

— В колледж пришёл не для того, чтобы отсиживаться, а для того, чтобы после меня что-то осталось в учебном заведении. Первое, на что обратил внимание, – это смена статуса. Целый год мы очень усердно работали над этим. Что значит иметь одну ступень, а что – две! Тем более что готовим специалистов согласно тем рабочим специальностям, которые даём на первой ступени. Уже сейчас продавцы получают вторую ступень товароведа. А на 2013-2014 учебный год планируем набирать на вторую специальность второй ступени – техник-электрик. Верю, что всё обязательно получится.

— Андрей Григорьевич, а знаете, ведь мы одновременно пришли в колледж новичками: я — ученицей, Вы — руководителем… На линейке 1 сентября 2009 года почти сразу угадала, что Вы «новенький»: выглядели взволнованным, слегка растерянным. Как считаете, правильно ли поступили, что взвалили на свои плечи такую тяжёлую ношу?

— Работая в школе, мало знал о системе профессионально-технического образования. Совсем не жалею, что перешёл в колледж, где понял, что в этой сфере можно работать по-другому.

— Что бы Вы хотели пожелать молодым людям, сегодняшним абитуриентам?

Не нужно бояться трудностей, нужно идти на них, преодолевая барьеры. Не нужно прятаться за спины других, спины родителей – нужно самому решать всё в своей жизни. Я по жизни оптимист, редко предаюсь унынию, люблю заниматься спортом. Через занятия спортом вся отрицательная энергия выходит! Мне кажется, что именно таких позитивных взглядов не хватает нашей молодёжи. Всегда нужно стремиться к лучшему, расти. Может, сегодня вас не заметят, но завтра – обязательно!