Всё гладко на бумаге…
26 июля 2012, 13:00

Всё гладко на бумаге…

В прошлом выпуске в материале «Сообщество или «толпа»?» привели мнения экспертов по поводу того, всякое ли население заслужило право называть себя «местным сообществом».
Поделиться

И, как убедились, назвать так жителей какого-либо города или региона пока получается редко, потому что у них, как правило, отсутствуют необходимые для этого признаки (осознанные общие интересы, способность к самоорганизации и длительному существованию, способность принимать на себя ответственность за происходящее в зоне своего проживания, быть хозяином на своей земле). Частично это наша беда, но во многом и наша вина…

Между тем в мире достаточно давно сформулирована суть местного самоуправления как важнейшей составляющей части подлинной демократии (народовластия). Сравнивают местное самоуправление и со «школой демократии». Человек при этом воспринимается в первую очередь как член местного сообщества, «общины», а затем — как гражданин государства (и одно другому не противоречит!). Известный мыслитель Алексис де Токвиль некогда писал: «Именно в общине заключена сила свободных народов. Общинные институты открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться её мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она так и не приобретёт».

Не только в странах Запада, но и у наших восточных соседей (по крайней мере, частично) есть понимание, что без непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, без политической и гражданской активности на местном уровне нельзя говорить о какой-либо демократии в масштабах всей страны. В странах с развитыми демократическими традициями государство признаёт и законодательно закрепляет за населением (местным сообществом) право самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Даже в российском законодательстве говорится об институтах прямой демократии (местных референдумах и иных народных правотворческих инициативах, народном вето, общих собраниях граждан по месту жительства и т.п.), о прямом участии граждан в формировании системы власти (выборы, отзыв депутата или другого выборного лица и т.д.). В России действует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Белорусское законодательство в этой сфере, по крайней мере, внешне, тоже выглядит более-менее демократичным, позаимствовав некоторые положения из общеевропейского опыта. Однако, как показывает практика применения этих законов, путь к реальному самоуправлению белорусам предстоит ещё долгий. В истории страны ещё ни разу не проводился местный референдум по какому-либо вопросу. Недавно, например, власти отказали в подобной инициативе жителям Смолевичского района, протестовавшим против создания на их землях белорусско-китайского индустриального парка. Весьма нервной была реакция чиновников и силовиков прошлой осенью на попытки провести в ряде городов «народные собрания» — их тут же начали подводить под «массовые акции», хотя законодательство разделяло эти две формы мероприятий. А попробуйте отозвать депутата, если считаете его работу плохой! И подобных примеров несоответствия теории и практики немало…