Ландшафты Лунинца в своём развитии

Ландшафты Лунинца в своём развитии

31 августа 2012, 12:00
1682
Лунинец впервые упоминается в исторических источниках в 1449 году. Переходя от одного владельца к другому, в 20-х годах XVII века деревня была передана основанному в Дятловичах мужскому православному монастырю, в ведении которого находилась до середины XIX века, когда практически одновременно монастырь был закрыт, а крестьяне попали в разряд «казённых». К 80-м годам XIX века село Лунинец насчитывало менее сотни домов, местность характеризовалась как «глухая». На современном плане Лунинца тогдашнее село локализуется в районе улицы Гагарина, близ Крестовоздвиженской церкви.

В 1884-86 годах в связи со строительством Полесских железных дорог примерно в километре от села возник крупный железнодорожный узел. Постепенно произошло слияние станционного посёлка и села (статус города Лунинец получил значительно позже, в 1921 году). На рубеже веков возникли новые районы Лунинца — Залесье (на месте крестьянских наделов и поросших кустарником заболоченных участков, где было проведено осушение) и Бохоново (на песчаной возвышенности севернее Залесья). Однако в первую очередь элементы ландшафтной архитектуры были применены к району непосредственно железнодорожной станции. Краевед Лев Колосов отмечает, что одновременно со строительством станции был возведён большой одноэтажный вокзал. На перроне и с противоположной стороны для украшения высажены ели и можжевельник в кадках, на привокзальной площади был разбит небольшой сквер. В 30-е годы он реконструировался польскими властями, здесь были высажены деревья, в том числе серебристые ели и шелковицы, установлен бюст Пилсудского. Можно отметить также, что находившиеся близ вокзала, преимущественно в подвалах зданий, магазинчики и закусочные широко использовали узорные ограды и другие элементы художественной ковки. После войны сквер близ вокзала был возрождён, но изменил свой облик.

Ещё большей популярностью пользовался железнодорожный сад, который был разбит к северу от вокзала и имел вход со стороны перрона. По данным Л.Колосова, заболоченную землю засыпали песком, а затем — шлаком из паровозных топок. Впрочем, элементы ранее существовавшего ландшафта также сохранялись — в одной из частей сада ещё в 20-е годы XX века было небольшое озеро (позже там был установлен фонтан), имелся и небольшой заболоченный участок. Были высажены тополя и другие деревья, проложены тропки, которые разделялись «живыми изгородями» из кустарников, установлены газовые лампы. На территории сада располагались железнодорожный клуб, сцена с «раковиной» для духового оркестра железнодорожников… Здесь устраивались гуляния, гастролировали приезжие труппы, работали торговые точки и т.п., а в 20-30-е годы в клубе был открыт кинотеатр «Огниско». Сад был излюбленным местом отдыха горожан. Занимал территорию от православного кладбища до района построенной в 1939 году польской казармы (ныне здание суда и библиотеки). Если в первую мировую войну сад почти не пострадал, то во вторую мировую, как и для всей исторической части города, последствия были гораздо более разрушительными. Остатки сада после освобождения Лунинца были уничтожены располагавшейся здесь артиллерийской частью. Ныне большую часть территории бывшего сада занимает городской стадион, а западнее его, на месте прежних домов (ныне — улица Советская), после войны был разбит сквер с братскими могилами.

Лунинец 20-30-х годов — преимущественно одноэтажный и деревянный, каменные и 2-этажные дома были редкими. Серия открыток фотографа А.Высоцкого, другие фотоснимки и воспоминания очевидцев позволяют говорить, что город буквально «утопал в зелени» (эта тенденция прослеживается до реконструкции исторической части города в 1960-70-х годах). В 20-30-е годы было проведено мощение основных улиц привозным круглым булыжником (т.н. «польскі брук»), изготавливаемыми на месте тротуарными плитами и бетонными 6-гранными плитами с гранитными добавками («призмами», «костками», «трелинками»). В конце 30-х годов работала комиссия магистрата по благоустройству, реконструкции и архитектурному облику города, которой был разработан план сноса некоторых домов, расширения улиц и т.п. Планам помешала война. Ныне наибольшее представление об исторической части города дают дома в самом начале улицы Гагарина с поворотом на улицу Фрунзе и ряд магазинов по улице Привокзальной, хотя и здесь встречаются более поздние сооружения. Из других довоенных зданий наибольший интерес представляют православная Крестовоздвиженская церковь (1912-21) — памятник архитектуры, костёл святого Иосифа (1931), казарма (1939), нынешний музей (1929), некоторые из относящихся к железнодорожной станции зданий. Вокзал был разрушен в 1944 году, на том же месте в конце 50-х годов построен новый. В 50-е годы в Лунинце была заложена и новая площадь — Ленина, со сквером на ней.

Обретение Лунинцем современного облика связано со строительством в начале 70-х годов заводов — «Полесьеэлектромаш» (градообразующего предприятия) и ремонтно-механического. Тогда на северо-западной окраине Лунинца началось строительство крупного современного микрорайона, изменения затронули и другие районы города. В конце 90-х годов был разработан проект реконструкции Привокзальной площади, прилегающих улиц, площади Ленина. Масштабные работы были предприняты и в ходе подготовки к областным «Дажынкам» 2005 года, а несколько позже был сооружён новый стадион. В целом внешний облик исторической части города улучшился и в некотором отношении стал напоминать довоенный, но, с другой стороны, массово применялась плитка, ставшая «стандартом» для большинства городов Беларуси и снижающая «индивидуальность» Лунинца. Что касается  новых микрорайонов Лунинца (ЖСК и частной застройки), то они преимущественно растут за пределами исторического центра города.

Последние новости