Музыка — это свет и часть истины

Музыка — это свет и часть истины

11 октября 2012, 14:00
988
Всякий раз, когда раздвигается занавес и взгляду предстаёт народный оркестр народных инструментов Лунинецкой школы искусств, в зале невольно смолкают разговоры и прекращается суета. Зритель словно замирает в ожидании чуда. Лёгкое напряжение прерывает дирижёр, взмахнув своей палочкой. Словно настоящий волшебник, «рисует» он ею в воздухе... В сказке звуков дирижёр - пожалуй, самый молчаливый персонаж, но, наблюдая за его руками, собранностью, реакцией на каждый звук, понимаешь, что в каждом произведении он проживает неповторимую жизнь, переполненную эмоциями. Так ли это? Об этом попросили рассказать дирижёра оркестра Наталью Евгеньевну Юрцевич. 

— Безусловно, это своего рода маленькая жизнь, которую проживаешь, входя в каждый образ, — улыбнувшись, говорит Наталья. — Однако, чтобы жил этим произведением не только ты, но и весь оркестр, необходимо подарить ему энергию, а для этого много работать. Я проигрываю партитуру, разбираю произведение по группам, работаю над каждым звуком, динамикой, всеми штрихами… Когда технически всё проработано, берусь за эмоциональную часть. Здесь многое зависит от названия произведения. Порой именно оно даёт ключ к эмоциональной наполненности. Признаюсь, что мне приходится немало трудиться, ведь наш оркестр состоит из профессиональных музыкантов-педагогов, и необходимо ему соответствовать. К тому же коллектив оркестра достиг высокого музыкального уровня. У истоков его стояли опытные и талантливые музыканты, и, принимая эстафету, нужно не только сберечь накопленный опыт, но и приумножить.

 

Оркестр за время своего существования поистине стал народным и любимым для жителей Лунинетчины, а многочисленные награды и дипломы — тому подтверждение. Профессионализм, любовь к музыке — именно это необходимо, чтобы жизнь в оркестре не угасала. Наталья Юрцевич — дирижёр молодой, и, пожалуй, ей непросто удерживать эту высокую планку, ведь, помимо вдохновения в работе, нужна и большая ответственность. Создать добрую психологическую атмосферу, когда каждый музыкант — личность со своими привычками и характером, —  непросто. Приходится, видимо, не только вдохновлять, но и требовать?

— К счастью, у нас коллектив достаточно гармоничен и мы находим взаимопонимание, — делится моя собеседница. — Бывает, нужно потребовать, но в основном всё же работаем на вдохновении, ведь нас объединяет музыка. Я не сторонник принуждения. Уверена, что между оркестром и дирижёром необходима психологическая связь. Стараюсь всегда акцентировать внимание на том, что мы одна команда и работаем на результат. Если учесть, что нам не хватает музыкантов и некоторым педагогам приходится играть не на «своих» инструментах, то относимся друг к другу с пониманием, взаимно учимся и стараемся расти. Я всегда благодарна за подсказки, коррективы, которые по-дружески вносят музыканты. В первое время мне очень помогала Валентина Ивановна Савинкина, делясь своим богатым опытом. К каждому занятию с оркестром готовлюсь, как к уроку. Иногда приходится много думать даже над маленькой частью произведения. Озарение нередко приходит во сне. Мысли о музыке почти никогда не покидают, ты просто в них живёшь.

Наверняка у каждого дирижёра есть моменты, когда душа воспаряла от удовольствия, когда сработало всё: и профессионализм, и вдохновение, и талант, и акустика в зале. Есть ли у оркестра такие памятные дни?

— Никогда не забуду переполнявшую меня радость, когда мы исполняли «Калинку» в Германии, в зале филармонии, где была просто потрясающая акустика. К тому же на балалайке солировал Николай Ковалевич, очень талантливый музыкант, позже уехавший в Петербург. К счастью, запись осталась на диске. Это была просто вершина исполнения! Все наши выступления за рубежом воспринимались восторженно. Безусловно, эти поездки состоялись во многом ещё и потому, что мы имели в городе певицу с уникальным голосом — Наталью Ивановну Мурко. В жизни нашей школы это целая эпоха. Её уход — для всех невосполнимая утрата, и, пожалуй, не скоро мы услышим подобный голос.

Нам нравится выступать и на сценах наших Домов культуры, даже в маленьких деревнях, где нас принимают и понимают… Очень уютен для оркестра и зал ДК железнодорожников. У нас в репертуаре много народной музыки. Она, как ничто другое, сближает людей.

 

Когда моя собеседница рассказывала об успехах оркестра, в её глазах словно прыгали огоньки, а сама она светилась счастьем. И это не удивительно, ведь музыкантом-педагогом Наталья мечтала быть с детства.

— Когда я ходила в детский сад, у нас воспитателем работала Наталья Ивановна Казанкова. Она обратила внимание моих родителей, чтобы меня отвели в музыкальную школу. Записали  на аккордеон, но я была маленькая и меня за инструментом не было видно. Поэтому позже перешла на домру. Уже тогда решила, что стану педагогом-музыкантом. Закончив школу, поступила в Барановическое музыкальное училище, а затем в Белорусский государственный университет культуры.  Благодарю своих родителей и прекрасных наставников за то, что имею профессию, которую бесконечно люблю, и иду каждый день на свою работу с радостью.

 

Да и как не любить Наталье свою профессию, если она подарила ей ещё и любимого человека? Познакомились, когда он — уже взрослый парень — пришёл обучаться игре на гитаре. Всё произошло, как в той песне: «Музыка нас связала…» Сегодня это дружная семья, в которой растёт дочь, тоже идущая по стопам мамы. Всё хорошо сложилось, и, похоже, мы имеем дело со счастливым человеком. Но на то он и человек, что переживает разные эмоции — от радости и восторга до грусти и печали. Как приходится себя уравновешивать, чтобы не дрожала от нахлынувших чувств дирижёрская палочка? Где моя собеседница находит спасительный остров?

— Хотя очень люблю своё дело, но каждое выступление — как сгоревшая свеча, — признаётся Наталья. — Уходит много энергии, и хочется помолчать. Больше всего успокаиваюсь в храме. Мы там тоже играем, и церковные мелодии умиротворяют, лечат душу. В минуты грусти кому-то нужно побыть на природе, кто-то снимает напряжение баней или спортом, а я получаю благодать от молитвы и музыки в церкви. Очень люблю путешествовать с семьёй. Часто летом выезжаем в Крым. Как и большинство женщин, в качестве «допинга» применяю внешнее преображение: в «ненастный» день стараюсь красиво одеться, чтобы себе понравиться, а когда совсем прижмёт, делаю генеральную уборку в доме, освобождаясь от всего ненужного. Кстати, очень люблю этим заниматься.

Наталья Евгеньевна улыбнулась, и в её глазах снова замелькали огоньки. Всё же ей сейчас не до грусти. Она переполнена новыми проектами. К тому же считает, что ещё не всегда добивается глубины и эмоциональной точности при исполнении произведений:

— В музыкальном произведении «Феропонтов монастырь» столько оттенков и чувств! Чтобы  передать их, нужен талант. Показать затухание колоколов, молитвенное звучание, выдержать нужные паузы — целое искусство. Я бесконечно благодарна всем исполнителям и музыкантам за их преданность музыке, усердие и ответственность. Сейчас с оркестром поют Максим Перепёлкин, Виктор Круглик и Марина Корчик. С каждым днём набирая опыт, повышают уровень мастерства. Хотелось бы ввести в оркестр новые инструменты, и надеюсь, что это будет, поскольку директор школы Татьяна Георгиевна Санюкович сама играет в оркестре и знает обо всех трудностях и наших желаниях.

 

Оркестр — это маленький театр, вот только лицо ведущего зрители видят мельком. Наблюдая во время концерта за дирижёром, за страстным движением его рук, отчётливо понимаешь, как человек, растворяясь в музыке, живёт в ней. В своё время знаменитый дирижёр Владимир Спиваков сказал: «Музыка — это свет, это часть истины, и я в какой-то степени считаю себя миссионером. Говорят, в нашей жизни дефицит энергии, однако ещё больше дефицит любви. Музыка рождает любовь! Однажды в Венгрии подошёл ко мне зритель и сказал: «Прослушав ваш концерт, понял, что до этого я был нищим человеком».

Надеюсь, что многим лунинчанам ещё представится возможность побывать на концертах прославленных музыкантов, однако уже сегодня каждый из нас может насладиться живым звучанием небольшого, но достаточно профессионального народного оркестра народных инструментов Лунинецкой школы искусств, где в назначенный час взлетит волшебная палочка дирижёра и польются чарующие звуки, наполненные любовью.