Пути реформы ЖКХ

Пути реформы ЖКХ

Проблемы реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в Беларуси обсуждаются не первый год. При этом одно видение перемен у самих структур ЖКХ и у органов власти на республиканском и местном уровне, другое - у тех, кто пользуется услугами ЖКХ, а также у некоторых общественных организаций (например, у ассоциации “Домовладение”).

В своё время на рассмотрение в правительство была направлена концепция реформирования ЖКХ. Её разработчики провозгласили достаточно благородную цель — повышение качества обслуживания населения. И в то же время — поэтапный переход к безубыточному функционированию предприятий и объединений отрасли ЖКХ.

Как видим, сформулировано всё хорошо, но насколько реально такое реформирование в нынешних условиях? Ведь пока что развитие ЖКХ Беларуси напрямую зависит от госфинансирования. Вообще-то государство не против «разделить» свои расходы, но даже по оценкам официальных экспертов, «низкие доходы подавляющего большинства населения не позволяют в краткие сроки повысить плату за содержание жилья и коммунальные услуги до уровня, обеспечивающего полное воспроизводство основных фондов в ЖКХ».

Аналитики вынуждены констатировать, что «нет предпосылок для образования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг, конкуренции между предприятиями различных форм собственности в интересах жителей».

Выход из этой ситуации разработчики государственной концепции реформирования ЖКХ видят в том, чтобы отказаться от госрегулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и «перейти к оплате населением этих услуг в соответствии с затратами на их производство». А государство, дескать, станет защищать малообеспеченные слои населения, в частности, предоставляя безналичные жилищные субсидии.

Со своей стороны, многие независимые эксперты и общественные организации считают, что при реформировании ЖКХ должно быть больше возможностей для вовлечения общественности и предпринимателей в решение коммунальных проблем, в т.ч. через создание товариществ собственников.

Если обратиться к международному опыту, то, согласно статистическим данным, по ВВП Беларусь уступает среднеевропейскому показателю (речь о странах Евросоюза) минимум в 3-4 раза, а вот по пользованию жилищем и жилищно-коммунальными услугами практически не уступает. Иначе говоря, тепла, воды и электроэнергии на душу населения в Беларуси потребляется больше, чем в Европе. По мнению ряда аналитиков, наш нынешний экономический потенциал не позволяет эффективно реформировать ЖКХ.

И дело не только в экономике. Опыт Европы был бы полезен в первую очередь с точки зрения разделения функций: в странах ЕС одни структуры управляют недвижимостью, другие же работают в области её содержания. У нас же в одном лице — жилищно-коммунальных структур — осуществляются и функция управления, и функция исполнения. Такое монопольное положение в сфере услуг ЖКХ также не способствует реальному реформированию отрасли.