В Минске «сухой закон», а в Лунинце — «горькое похмелье»

В Минске «сухой закон», а в Лунинце — «горькое похмелье»

09 ноября 2012, 14:00
940
Объёмы реализации дешёвого вина, именуемого в простонародье «чернилом», напрямую зависят от приёма сырья у местного населения. Запрет на его продажу лишит лунинчан рынка сбыта «щедрот земли».

Куда девать излишки?

Сдача продукции собственного производства является неплохим приработком для многих белорусов. В частности это касается «клубничников». Фраза «хоть детей в школу будет за что одеть» в нынешней экономической ситуации звучит убедительно.

К сожалению, ситуация в этом плане год от года ухудшается. Заготконтора принимает сырьё для «плодово-выгодного» по смешным ценам. Благо, качественную продукцию можно ещё сбыть перекупщикам, многие из которых сначала обманут при торге, а потом при взвешивании. Либо отвезти «за тридевять земель», у кого есть возможность.

Запрет продажи «чернила» вряд ли подорвёт доходы потребкооперации. Это ощутят на себе лишь «простые смертные», которые потеряют рынок сбыта «некондиции» — примерно 20% общего объёма продукции.

Опыт уже был

Предыдущие программы борьбы с алкоголизмом, которые традиционно принимаются раз в пять лет, были благополучно провалены. В 1990 году жители Беларуси с населением в 10,1 млн. человек приобрели в госторговле в перерасчёте на чистый алкоголь 58 млн. литров спиртных напитков. В 2010 году 9,5 млн. граждан купили 103,1 млн. литров спиртного. Как видно, население синеокой пьёт всё больше и останавливаться на достигнутом не собирается.

Программа новой антиалкогольной кампании рассчитана на пять лет, под неё выделены деньги — 45 миллиардов рублей. Затраты государства, связанные с алкоголизацией населения, значительно превосходят его доходы от производства алкогольной продукции. Но в стране не отказываются от производства и реализации дешёвых вин и водки, предпочитая решать проблему запретами и штрафами.

В столице запретили

В Минске с 1 декабря 2012 года по 1 февраля 2013 года будет действовать запрет на продажу креплёных плодовых вин. Городские власти надеются, что эксперимент будет успешным и по наступлении февраля запрет продлится. Об этом сообщил зам.председателя Мингорисполкома Владимир Колтович.

Конечно, если это сработает и население реально станет меньше пить, тогда многие вздохнут с облегчением и «поставят свечку» за здравие того, кто всё это придумал. Хотя уже тот факт, что запрет ввели в столице, где «чернило» пьют заметно меньше, чем в глубинке, несколько настораживает. А также зарождается опасение, что население просто будет вынуждено затянуть потуже пояса и, дабы не пропадать добру, начнёт активно производить «вина» местного разлива.

В качестве примера

Ответом на тяжёлую эпидемию пьянства в североевропейских странах стала государственная монополия на розничную продажу алкоголя. Эта мера зарекомендовала себя как эффективное средство снижения алкогольных проблем и смертности в Швеции, Норвегии, Канаде, многих штатах США и т.д.

По данным Белстата, от причин, связанных с употреблением алкоголя, в 2011 году в Беларуси умерло 4.446 человек. В Швеции — около 2.000 (население двух стран примерно одинаково). Как и в Беларуси, большая часть убийств в Швеции совершается в состоянии алкогольного опьянения. За последнее десятилетие убийственная статистика в нашей стране снизилась с 10 насильственных смертей до 5 на 100 тысяч населения. В Швеции же в среднем 1 случай на 100 тысяч человек.

Госмонополия подразумевает продажу алкогольных напитков крепче 4,75% только в государственных магазинах, не считая обслуживания в барах. Цены высоки, особенно на крепкие напитки, рабочий день ограничивается дневным временем суток, количество торговых точек ограничено. Шведская модель — не запретительная, она не ломает общество через колено, как сухой закон.

Снижать аппетиты

Наряду с лечебной, воспитательной и информационной работой нужно дальнейшее введение ограничений. У нас же, наоборот, очень высокая доступность алкоголя, который можно приобрести на почте, в кафе, на вокзале…

Высокопоэтичные «Осенний марафон», «Волшебная флейта», «Клубничная мозаика» не может не привлечь гурманов «горячительного». Надо сказать, однако, что те, кто придумывает такие заманчивые названия, кроме отличного чувства юмора, обладает также определённой долей цинизма. Названия нередко вполне точно характеризуют содержимое. Например, вино «Загадка» своим названием явно даёт понять, что эффект опьянения (или отравления?) будет неожиданным и оригинальным. Так же, как и «Последнее утро», «Мистер Икс» и т.д. и т.п.

Есть ли альтернатива?

Ежегодно местные рыночные прилавки «ломятся» от клубники, яблок, абрикосов… Не говоря уже о лесной ягоде. Глядя на это, лишний раз убеждаешься, что забота о людях не есть главная «головная боль» нашего государства. Иначе почему, прежде чем лишать людей рынка сбыта, не принимаются меры к перенаправленности перерабатывающих предприятий на производство йогуртов, соков?.. Ведь, если бы это произошло, все остались бы довольны. Особенно те, кто так или иначе вынужден общаться с людьми, употребляющими «чернильные» напитки.

Последние новости