Под золотым куполом

Под золотым куполом

16 ноября 2012, 14:00
1110
В окно больничной палаты виден необычайно красивый золотой купол недавно построенного храма. Может, помолиться, чтобы побыстрее преодолеть ненавистную немощь в ногах? А стоит ли?

Претендовать на повышенное внимание Всевышнего — не гордыня ли это? Уповать на Бога, а тем более требовать от него чего бы то ни было — не глупо ли? Пожалуй, лучше опереться на собственные силы, на мастерство и опыт медиков. А насчёт Бога припоминаются простые и мудрые строчки Булата Окуджавы: «Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня».

Начало мая. Целый каскад календарных праздников. По радио — серия интервью различных чиновников. Вот один из них разглагольствует: «В стране созданы широкие возможности для реализации талантов и способностей для каждого жителя. Вот только некоторые не хотят напрягаться, требуют от государства разных льгот и послаблений. Вместо того, чтобы самим сосредоточиться, проявить усилия и находчивость». Такая глубокомысленная фраза на самом деле ничего не означает. Если имеется в виду недостаточная предприимчивость белорусов, их неумение и нежелание собрать в кулак свои способности, то это, мягко говоря, неправда. Как раз в этом белорусам мало найдётся равных. Ведь «жить на одну зарплату» — наше проклятие ещё с советских времён. Достойные зарплаты во все времена имели примерно десять процентов белорусов. Остальные добывали средства на достойную жизнь самыми разными путями, порой сомнительными: обзаводились дачными участками (невесёлая шутка: белорусы делятся на дачников и неудачников), подрабатывали, подворовывали, уезжали на чужбину, халтурили и махинировали где и на чём только можно. У них даже выработалась новая эрзац-мораль, весьма далёкая от христианских и нравственных основ: хорошо всё то, что способствует моему благосостоянию.

На фоне набирающего популярность примитивного мышления растёт интерес к религии. Приобщение к церкви не мешает многим из нас грешить напропалую. Средневековый христианский проповедник Августин Блаженный в своё время предельно ясно и просто выразил божественное понимание жизни: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всём — любовь». Главное — ощущение каждым из нас великой сопричастности к народному сообществу, соблюдение его самых ценных и необходимых традиций и законов, бережное отношение к культурному и материальному наследию, достойная оценка труда каждого. В том, где человек проявляет себя как личность, — свои способности, таланты, профессиональные навыки, мировоззрение, социальную и общественную активность, — свобода (разумеется, в рамках закона). И во всём — на работе, в обществе, в быту — любовь (как сочувствие, уважение, милосердие). На подобной нравственной формуле можно было бы построить систему образования граждан новой Беларуси. А пока что мы блуждаем в трёх соснах старых мифов, заблуждений и грехов.

Последние новости