Фундамент государства…

Фундамент государства…

04 декабря 2012, 11:14
864
В прошлых выпусках нашей рубрики мы уже говорили о местных сообществах, приводили их отличительные признаки от просто населения того или иного региона. Продолжим эту тему…

Специалисты проводят чёткую грань между управлением и самоуправлением в обществе. Если управление — это внешнее воздействие, то самоуправление — внутреннее. Юрист, доцент БГУ Валерий Сидорчук отмечает, что «самоуправление может быть профессиональным, общественным… Однако наибольшее распространение и социальную значимость имеет местное самоуправление, которое отличается общей ответственностью за состояние всех публично значимых дел территориальных сообществ, в рамках которых протекает вся жизнь каждого человека, где он рождается, воспитывается, учится, ведёт трудовую деятельность, пользуется социальной поддержкой в старости».

История свидетельствует, что основы местного самоуправления сложились задолго до создания системы государственного управления. Так было во всём мире, и Беларусь не является исключением. У большинства народов мира издавна существует понятие «общины» как единицы местного самоуправления. В нынешних демократических государствах уровень местного самоуправления (общин, коммун) выступает как первичный, образно говоря, как фундамент государства. Не случайно в странах ЕС, согласно опросам, 90% жителей ощущают свою связь с коммунами и 25% — с государством. Речь идёт о том, что именно местные проблемы являются для граждан наиболее актуальными. В то же время государство опирается на развитую систему местного самоуправления, на социальную активность своих граждан. Именно поэтому большинство европейских стран в своё время приняли и одобрили Европейскую хартию местного самоуправления. Согласно этому документу, местное самоуправление в пределах определённой территории, где имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местной власти, осуществляется местным сообществом.

Самоуправление и правительство — это две формы и вместе с тем два независимых субъекта той же государственной администрации, которые реализуют одни и те же публичные задачи, но отличаются масштабами этих задач. Самоуправление ограничивается местными вопросами: образованием, здравоохранением, коммунальными услугами и др. Правительство же концентрируется на общегосударственных задачах, которые по своим масштабам превышают местный и региональный уровень, — безопасность, финансы, международные отношения и др.

Кстати, местные сообщества, как правило, образуются естественным путём, тогда как государство свои административно-территориальные единицы создаёт искусственно, нередко без учёта интересов населения. Эксперт В.Сидорчук констатирует, что в Беларуси 29 районов удалены от своих областных центров более чем на 150 км (Лунинецкий — в их числе), а расстояние от 14 районных центров до Минска ближе, чем до их областного центра. 51 центр сельсовета удалён от райцентра более чем на 50 км. Области, районы и сельсоветы зачастую неравнозначны по величине. Например, в Брестской области площадь Жабинковского района — 684 км2, здесь проживает 25.700 человек, тогда как площадь Столинского района — 3.341 км2, население — 88.100… Такие вот перекосы.

Суть местного самоуправления базируется на простой идее: надо самому решать задачи повседневной жизни, не ожидая, что их за тебя будет выполнять кто-либо посторонний. В то же время давно доказано, что местное самоуправление может существовать только там, где есть активные граждане.