Быть ли Лунинцу райцентром…
21 декабря 2012, 14:38

Быть ли Лунинцу райцентром…

Жители Лунинца за многие десятилетия привыкли, что их город является центром одноимённого района (с 1940 года, а ранее, с 1921 года, был центром повета в составе Полесского воеводства Речи Посполитой).
Поделиться

Причём территория района в своё время была существенно укрупнена — в начале 60-х годов, в пору т.н. «хрущёвских реформ», среди других был расформирован Ленинский район с центром в Микашевичах, значительная часть его включена в состав Лунинецкого района. Примерно в то же время из расформированного Логишинского района была передана деревня Богдановка… Были за послевоенные десятилетия и, так сказать, «территориальные потери». Например, в энциклопедиях 60-х годов написано, что знаменитый партизан Василий Захарович Корж родом из д.Хоростово Лунинецкого района. Теперь же, как мы знаем, Хоростово, Гоцк, Гаврильчицы относятся к Солигорскому району Минской области…

И областной центр в своё время был у лунинчан, считай, под боком, ведь в 1939-54 годах существовала Пинская область.

Но оставим в стороне воспоминания и зададимся вопросом: а не может ли случиться так, что Лунинец утратит свой статус районного центра? Во всяком случае, проекты административно-территориальной реформы Беларуси разрабатывались неоднократно. Но обо всём по порядку.

Многие специалисты считают, что вопрос понижения роли областных городов и Минска и повышения роли других региональных центров — это вопрос не только экономического и исторического возрождения белорусских регионов, но и выживания всей Беларуси. Система областей осталась Беларуси в наследство от СССР. В четырёх из шести областей административные центры находятся на окраине территории — Брест, Гродно, Гомель, Витебск. Расстояние от них до некоторых районов исчисляется сотнями километров.

Во-первых, по мнению разработчиков, реформа должна отталкиваться от уже существующих районов. Во-вторых, выступать как первый шаг на пути перехода от трёхуровневой системы (области — районы — местные советы) к двухуровневой (поветы — волости). При этом поветы берут на себя функции областей и некоторые функции районов. Основная же часть функций существующих районов должна быть перераспределена в сторону новых формируемых волостей. И, в-третьих, реформа должна проводиться в тесной связи с развитием самоуправления, включая выборность местной власти.

На сегодняшний день административно-территориальное разделение страны составляет 6 областей и 118 районов в них. В то же время реформа предусматривает создание 17 поветов со следующими административными центрами: Брест, Пинск, Мозырь, Гомель, Гродно, Барановичи, Слуцк, Бобруйск, Лида, Молодечно, Борисов, Могилёв, Кричев, Глубокое, Полоцк, Витебск, Орша, а также город Минск в рамках Минского района.

Отметим, что в Пинский повет разработчики включили Пинский, Лунинецкий, Столинский и Ивановский районы.

По мнению авторов реформы, при существующем «перенаселении» Минска пояс вокруг него из новых региональных центров (Борисов, Бобруйск, Слуцк, Барановичи, Лида, Молодечно) мог бы оттянуть на себя часть населения.

Важно, что идея образования поветов должна быть неразрывно связана с повышением роли местных Советов (сельских, городских, поселковых), то есть с развитием реального местного самоуправления. Иначе говоря, чтобы жители могли решать большинство вопросов на месте, без поездок в центр повета.

Подсчитано, что в результате реформы мы имели бы в стране примерно 470 базовых единиц самоуправления (город, волость) вместо сегодняшних 1495 единиц управления. Причём базовая единица (город, волость) должна быть такого размера, чтобы могла получать определённую прибыль от деятельности на своей территории — для удовлетворения нужд проживающих там людей. Поселковые и сельские советы сегодня являются слишком маленькими для того, чтобы быть самодостаточными. В ходе же реформы города становятся самостоятельными муниципалитетами, посёлки — центрами волостей (посёлок плюс два-три сельсовета вокруг); остальные сельсоветы объединяются в сельские волости (4-5 сельсоветов вместе), где каждое село представлено старостой.

Насколько реальны подобные проекты в сегодняшних условиях? Эксперты понимают, что данная реформа почти не имеет смысла без налоговой реформы и реформы самоуправления. А на них власть идти пока явно не собирается. Но, как говорил мудрец, всё течёт, всё меняется…