«Наша служба не опасна, но трудна», —
11 января 2013, 12:00

«Наша служба не опасна, но трудна», —

констатирует Валентина Родцевич, которая работает кондуктором Лунинецкого АП №10 уже более 15 лет.
Поделиться

За эти годы, как рассказывает, всякого успела насмотреться. Приятного и не очень.
Оно, конечно же, всё мимолётно. Концентрироваться на эмоциях нет времени: пассажиры выходят-заходят… Кому-то проездной выписать, кому-то сдачу дать, проверить наличие справок у школьников… Всех в лицо не упомнишь, а обилетить надо успеть. Ведь если контролёр обнаружит необилеченного — штраф, и немалый. Пассажиру — 20 тысяч рублей, а вот ей, кондуктору, «как повезёт»: от 150 тысяч и «до плюс бесконечности». Но об этом она узнает лишь в день получки. «Когда составляется акт о нарушении, кондуктора не всегда в известность ставят, за что и сколько, — с обидой утверждает Валентина. — Потом ходи и доказывай…»
Нести наказание кондуктор вынужден и тогда, когда некоторые хитромудрые пассажиры пытаются проявлять находчивость и смекалку, чтобы не платить за проезд. На мою просьбу привести пример Валентина вспоминает: «Справка у школьника была выписана до одной остановки, а он там не сошёл, поехал дальше. Разве уследишь за каждым?.. Контролёр проверил документы этого школьника, выписал штраф ему и мне. Ещё случай: я не успела обилетить парня, который находился в другом конце автобуса. Он проехал одну остановку — от «Беленького» до «Универсама» — и собирался выходить. Я до него ещё не дошла, выписывала кому-то проездной. Тут входит контролёр и требует у него билет. А он объясняет, так мол и так, меня не обилетили… И снова мне штраф».

«Стахановка!.. Коммунистка!.. — услышала как-то Валентина в ответ на свою законную просьбу предъявить удостоверение. Нехотя, продолжая выказывать озлобленность, седоволасый мужчина раскрыл-таки сумку и отыскал требуемый документ. — Ну, что, стахановка, довольна?..»
Осознавая, что находится на рабочем месте, она не стала ругаться. Только подумалось: «Медик, с высшим образованием, весь город его знает. Неужели не стыдно?..» Это уже в другой раз, когда он платить за проезд наотрез отказался и заявил, что удостоверение покажет лишь контролёру, ей пришлось останавливать автобус и выпроваживать пассажира за двери. А ведь он — ещё не самый худший «экземпляр» из тех, с кем ей доводиться общаться по долгу службы!..
Работать с людьми Валентине Николаевне нравится. Многих пассажиров она знает в лицо. Часто может угадать, кто куда едет и каким рейсом будет возвращаться. Пообщаться времени нет, но дружеская улыбка и слова поддержки заметно приободряют. «Привет. Ну, как работается»? — мимоходом спросит знакомый, заметив её, зайдя в автобус. «Нормально», — ответит она улыбаясь. Словно забыла, что на предыдущей остановке едва не поругалась с пассажиркой, которая удостоверение об инвалидности забыла дома, а платить за проезд отказывалась. На упрёк женщины «Могла бы меня уже запомнить» пришлось в который раз втолковывать: «Я запомнила. И что?.. Придёт контролёр: оштрафует меня и вас».
Доводится ей от пассажиров слышать и такое: «За одну остановку платить не обязательно!» И такое: «У меня проездной — в другой куртке, дома. Помните, Вы вчера мне его выписали»?.. И даже это: «Я на обратном пути заплачу»…
На каждый довод пассажира не платить за проезд ей приходится искать вразумительный аргумент. Ничего не поделаешь: все мы люди, такие разные, каждый со своим характером, убеждениями…

Все мы, пассажиры автобусов, знаем, что если с самого утра пытаться расплачиватся за проезд крупной купюрой, сдача у кондуктора вряд ли найдётся.
Не взять с нас за проезд тоже нельзя. Вот и приходиться кондуктору как-то «выкручиваться»: просить подождать или разменять у кого-то… Опять же на свой страх и риск…
Решила поинтересоваться, почему в городских автобусах не всегда объявляются остановки. В тёмное время суток это наиболее актуально. Валентина ответила, что, к сожалению, не во всех автобусах имеется специальное оборудование. На мой вопрос, почему рейс автобуса не соответствует времени вокзальных часов, кондуктор удивлённо пожала плечами. Она пояснила: «Мы не обязаны сверяться с тем временем, которое выставлено на каких-то часах… У водителя часы идут правильно. И этого достаточно».
На прощание пожелала Валентине Николаевне поменьше стрессовых ситуаций, побольше культурных пассажиров, терпения и жизненной энергии.