Поступки требуют осмысления

Поступки требуют осмысления

15 марта 2013, 12:14
1177
На вопросы читателей отвечает иерей Георгий, клирик Свято-Крестовоздвиженского храма.

«Можно ли отказаться от крещения ребёнка, т.е. я не хочу быть крёстным?»

— Можно. Любое дело требует серьёзного и осмысленного к себе отношения. Тем более, когда речь идёт о восприемничестве, то есть быть крёстным родителем ребёнка. Плохо взять на себя обязательство участвовать в духовном воспитании крестника, не имея реальной возможности его выполнять. Но стоит обязательно объяснить родителям, по какой причине отказываетесь.

«Знакомая сказала, что священнослужитель берёт на себя грех, когда причащает детей невенчанных в церкви родителей. Правда ли это?»

— Никакого греха священнослужитель на себя не берёт. Браки, заключённые, по-нашему говоря, в гражданском порядке, т.е. в ЗАГСе, признавались и признаются законными. Состоящие в них супруги не подвергались и не подвергаются каноническим прещениям (церковным дисциплинарным наказаниям). «Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь», — сказано в документе Архиерейского Собора (Х.2). Таким образом документально подтверждено уважительное отношение Церкви к гражданскому браку, засвидетельствованное в Определении Священного Синода РПЦ от 28 декабря 1998 года. Да, несмотря на Определение Синода, мы до сих пор встречаемся с тем, что некоторые священники не допускают до причастия людей, которые стоят в «невенчанном» браке. И это даже в тех случаях, когда речь идёт о людях пожилых, в брак вступивших давным-давно. В те времена, скорее всего, оба супруга были людьми неверующими, во всяком случае, весьма далёкими от церковной жизни. Иногда для них в данный момент венчание невозможно хотя бы потому, что только один из супругов стал верующим, церковным человеком, а другой находится весьма далеко от православной церковности. Именно такие и подобные им нарушения в области духовнической практики стали, как известно, поводом для вышеупомянутого синодального Определения. В частности, как отмечалось, некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом. Священный Синод признал такие меры неприемлемыми.

«Видела, как со свежей могилы женщина взяла с собой горсть земли. С церковной точки зрения, что это означает и для чего эту землю используют?»

— Русский народ, приняв Православие уже более тысячи лет назад, всё же не до конца изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписанных (и подчас довольно странных) ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В ХХ веке, когда прервалась нить церковного предания (имеется в виду время гонений), эти суеверия стали повсеместно распространёнными. Их исполняют, к сожалению, православные христиане, не задумываясь о смысле.