При наличии доброй воли…

При наличии доброй воли…

Каждый город или район - это частица Беларуси со своими уникальными особенностями. Но есть и общие проблемы, которые могут быть решены только на общенациональном уровне. Среди них - и проблема местного самоуправления.

Как известно, на данный момент Беларусь — единственное европейское государство, которое не является членом Совета Европы. Среди причин такой печальной «уникальности» ряд экспертов называет, прежде всего, отказ от отмены смертной казни или хотя бы моратория на исполнение смертных приговоров. Но имеются и другие существенные разногласия, среди которых и ситуация с местным самоуправлением. Дело в том, что процедура вхождения в состав авторитетного международного форума связана с ратификацией принятых Советом Европы документов и выполнением их принципиальных положений.

Так вот, одним из важнейших документов является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая в 1985 году. Её подписали 44 из 47 государств-членов Совета Европы, при этом практически все ратифицировали данный документ. Как отмечает эксперт Фонда имени Льва Сапеги Андрей Завадский, «Европейская Хартия местного самоуправления … является одним из главных источников муниципального права европейских стран, идущих по пути развития местного самоуправления».

Что касается белорусского законодательства в данной сфере, то ещё во времена заката СССР, в феврале 1991 года, в Беларуси был принят Закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве» (с 1994 года — Закон «О местном управлении и самоуправлении»). Слово эксперту: «В законе был закреплён ряд гарантий местного самоуправления. Прежде всего, устанавливалась самостоятельность местных органов в рамках закреплённой за ними компетенции. Без согласия Советов не допускалось размещение на их территориях производственных и других объектов, использование природных ресурсов, изменение границ территориальных единиц и др. Закон предусматривал возможность осуществлять гражданами местное самоуправление, используя формы непосредственной демократии: собрания граждан, местный референдум, правотворческую инициативу, органы территориального общественного самоуправления и иные формы, не противоречащие законодательству».

В то же время положения данного закона основывались, прежде всего, на прежнем советском опыте и во многом отличались от европейских стандартов.

 

С 15 июля 2010 года вступил в действие новый Закон «О местном управлении и самоуправлении». По мнению аналитиков, в нём были декларированы некоторые положительные изменения, но всё-таки не затрагивающие сути отношений государства и местных органов. А по ряду моментов наметился даже «откат» от прежней, тоже не самой демократической, модели. Суть даже не в том, что белорусские законодатели не использовали общепринятые в европейской и мировой практике термины «коммуна», «муниципалитет», «местный коллектив». В конце концов, дело не только и не столько в названиях. Существеннее то, что местные выборные органы по-прежнему определяются только как органы государственной власти. Что касается коммунальной собственности, то и она сохранила статус вида государственной собственности, а следовательно, в любой момент может быть изъята или перераспределена вышестоящими органами. Разумеется, данное обстоятельство никак не способствует развитию реального самоуправления. Что же касается земли и других природных ресурсов, то они отнесены исключительно к государственной собственности.

Иначе говоря, у нас до сих пор местное самоуправление не рассматривается как самостоятельный институт власти, обособленный от государственного управления на местном уровне. Местное самоуправление, представленное Советами депутатов, имеет чисто государственный характер. По мнению А.Завадского, «отсутствует чёткое разграничение компетенции между различными уровнями местной власти, что порождает конфликты интересов; отсутствует реальная экономическая основа деятельности местных органов власти и существенно ограничена их самостоятельность в бюджетно-налоговой сфере. Местное самоуправление не защищено от административного давления со стороны вышестоящих структур и ограничено даже в формировании собственных органов и выборе своих руководителей».

Законом предусмотрена, помимо системы Советов депутатов, возможность территориального общественного самоуправления, но на практике оно развито очень слабо и устранено от реального участия в государственных и общественных делах. Почти не применяются и формы прямого участия граждан в процессе подготовки и принятия решений (местные собрания и референдумы, опросы, публичные слушания и т.п.).

 

Возможно ли возникновение в Беларуси системы реального местного самоуправления? При наличии доброй воли — безусловно, тем более что шаги в этом направлении давно разработаны специалистами. Среди таких шагов: адаптация белорусского законодательства к Европейской Хартии местного самоуправления; создание ассоциаций местных властей; подготовка кадров для органов местного самоуправления; совершенствование административно-территориального деления; совершенствование избирательного процесса на местном уровне, системы местных налогов и финансов; оптимизация управления коммунальной собственностью и природными ресурсами; совершенствование охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кстати, объединённая Европа в рамках своих программ не раз предлагала помощь в данном направлении — на благо белорусских регионов и их жителей, то есть нас с вами.