Знак качества или очередной «лохотрон»?
29 марта 2013, 11:46

Знак качества или очередной «лохотрон»?

Рекламные уловки производителей псевдонатуральной продукции нередко маскируют товары, вредные для здоровья или даже опасные для жизни. Это позволяет привлечь внимание потребителей, которые готовы даже переплачивать за подтверждённую натуральность продуктов.
Поделиться

Выделяем достоинства — прячем недостатки

Покупатель прежде всего реагирует на упаковку. Многие товары так и пестрят «здоровыми» логотипами. Крабовые палочки «не содержат генетически модифицированных организмов», йогурт «делает стройнее», а ржаные хлебцы «контролируют вес». Но чаще всего эти продукты просто-напросто не содержат консервантов и «полны витаминов».

Приверженность потребителей ко всему натуральному способствует быстрому распространению в Беларуси нового явления — гринвошинга — намеренного позиционирования товара как экологичного без достаточных для этого оснований. Взять хотя бы сок, упаковка которого сделана из дерева, возобновляемого природного ресурса. Но ведь упаковка «Тетра Пак» имеет многослойное строение и состоит, кроме бумаги, из пластикового компонента и фольги. Такой «сплав» назвать экологичным сложно.

Без доказательств

Многие компании хвастают, что их зубная паста «одобрена стоматологами», а овсяная каша обогащена «лактобактериями новейшего поколения». Если на упаковке или в инструкции нет ссылки на то, как и кем одобрена продукция, то такие заявления — натуральное (!) введение покупателя в заблуждение. А кто проверит?

Ещё один способ обхитрить покупателя — слишком общие утверждения: «содержит натуральные компоненты», «натуральный» и т.п. По сути, ртуть, мышьяк и формальдегиды — это тоже вещества натурального происхождения, однако они довольно опасны для здоровья человека.

Кто на что горазд

В некоторых странах, к примеру в России, нет законодательно закреплённого понятия «экологически чистый продукт» и «натуральный продукт», а значит, нет критериев, которые определяют натуральность и чистоту. Вот и появляются у каждого «свои» нормы экологичности.

Бывает, что информация, за счёт которой продукт позиционируется как «зелёный», правдивая, но используется не в том контексте. Например, на аэрозолях — дезодорантах, спреях — бывает маркировка «не содержит фреонов», т.е. при производстве и использовании этот товар не выделяет вредных для озонового слоя веществ. Но ведь запрет на использование озоноразрушающих веществ введён ещё «сто лет тому назад». Такая маркировка — не больше, чем рекламный ход.

Бывает, что производитель продукции акцентирует внимание на какой-либо характеристике продукта, которая действительно экологичнее, чем у аналогов. Однако сам продукт может быть очень далёким от продукта с приставкой «эко». Например, товары из дерева по сравнению с пластиковыми действительно гораздо экологичнее.

Производитель «белоснежной» туалетной бумаги утверждает, что его продукт стопроцентно натуральный. Но ведь химические вещества, которые делают продукт белоснежным, попадая в окружающую среду, сильно вредят природе!

Мы нарисовали — вы поверили!

Многие придумывают свои натуральные плашки, которые, хоть и не считаются маркировкой, но взывают к «подсознательной натуральности» — значки в виде листочка, капельки или солнца. Иногда к названию продукта производитель добавляет «природные» слова типа «green», немного меняет дизайн упаковки и… увеличивает цену.

Например, на экспортное мыло, произведённое в Германии, нанесена маркировка «Зелёная точка» в виде двух стрелок, замыкающихся в круг. Это значит, что производитель беспокоится об утилизации отходов, отчисляя в специальный фонд денежные средства на переработку своего мусора. Подвох в том, что этот знак за пределами Германии никакой смысловой нагрузки не несёт.

Если это не во вред…

Многие продукты и товары производителей, которые грешат гринвошингом, не являются некачественными. Они просто вводят в заблуждение потребителя, стремясь привлечь его внимание и «вытрясти» побольше денег. Если потребителя на самом деле интересует безвредность товара как для здоровья, так и для окружающей среды, необходимо критично подходить к информации от производителя.