Судьбы свершенье

Ты — звёздная память…
Говорят. что случайностей в жизни не бывает. Всё происходит для чего-то и для кого-то. С этим не согласиться не могу, ибо и со мной произошла СЛУЧАЙНОСТЬ, которая не была СЛУЧАЙНОСТЬЮ. Так Бог велел… И этого ждала где-то далеко за Млечным путем ОНА, моя милая НАТАШЕНЬКА, самый милый, нежный АНГЕЛ на ЗЕМЛЕ, но увы, теперь уже Ангел небес. Она ждала встречи со мной, а через меня — со всеми теми, кого ЛЮБИЛА и кто её ЛЮБИЛ и боготворил…
Ты — эхо…
Что меня потянуло заглянуть в тумбочку с видеокассетами? Ведь туда я не заглядывала уже больше года?! Взгляд сразу остановился на ровном каллиграфическом почерке, каким подписана была одна из кассет. Беру её в руки. Читаю: «Очарованье русского романса». Ларисе Дементьевне в день юбилея от Мурко Н. И.»
Наташа… Милая моя Наташенька! Ты недавно была среди дорогих гостей на моём юбилее. Я радовалась, видя тебя среди них, любовалась тобой и с особой теплотой потом, в середине юбилейного вечера в кафе «Юна», с восхищением приняла от тебя и моей дочери Анастасии в подарок ваш музыкальный дуэт — песню «Пряха». До сих пор под сводами нет-нет, да и блуждает тихим и нежным напевом эта песня, а тебя уже нет среди нас, живых.
Спешу поставить видеокассету. Замерло сердце при первых звуках вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». С экрана на меня смотрит она, живая и счастливая, но слегка смущённая НАТАША… Ей неловко передо мной, что её переполняет огромное счастье певицы после удачного творческого концерта, а я вот смотрю на неё и плачу, глотаю слёзы и слушаю романс «Я тебе ничего не скажу»… «Наташенька, милая моя, а ведь и правда, ты мне уже ничего не скажешь! Никому ничего не скажешь! Только вот эта видеокассета, твои диски будут наполнять нас чарующим пением», — тихонько шепчу про себя. И светлый образ НАТАШИ заполнил всё пространство, наполнил меня воспоминаниями.
В городе этом…
Лунинец — колыбель НАТАШИ, её милая МАЛАЯ страна. Всё казалось в этой стране ярким солнышком: одуванчики на лугу; подсолнухи в огороде; мамино родное лицо с приветливой улыбкой; ласковые, сильные руки папы, которые подбрасывали НАТАШУ высоко к голубому небу, где светило НАСТОЯЩЕЕ СОЛНЦЕ. И баба Груня была СОЛНЫШКОМ, папина мама… Имя её и отчество были похожи на две гаммы, которые можно даже пропеть: А-гро-фе-на-а-а Па-вло-вна-а-а…
Ах, баба Груня! Единственная бабушка НАТАШИ на Земле! Её тёплое, доброе солнышко, которое согревало НАТАШУ даже в студёные дни января, когда девочка прибегала к ней на улицу Красную. Бабушка была невысокая, пухленькая, с маленькими ступнями (это особенно потрясало внучку!), в платочке, такая добрая, мягкая. А как Наташе нравилась её речь на украинском языке, мелодичном, как певучий колокольчик! От бабы Груни получила однажды ЗАВЕТ, который стал её жизненным кредо: «Ты с ДОБРОМ, внучка, к людям всегда спеши, тогда и они к тебе придут с добром!»
От автора: Я вернулась в снежный февраль 2012-го. Теснились мысли о Наташе, о её милой бабушке Груне. А ведь судьбой каждому ребёнку предназначено две бабушки: по линии отца и линии матери. Но… Валентина Георгиевна, вторая бабушка Наташи, умерла молодой в 1938 году во время родов. Так и не встретились в этой жизни бабушка ВАЛЯ с внучкой НАТАШЕЙ, и девочке пришлось всю свою любовь внучки отдать бабушке Груне, которая в свою очередь платила ей сполна той же привязанностью и любовью до своего последнего часа на Земле.
Спи, мое сердечко, спи, как я спала…
Наташа росла в большой, дружной семье. Мама ЛЮСЯ! Строгая и внимательная, лучшая на свете мама из мам. Наташа её слегка побаивалась и… тянулась всем сердцем к ней. Разве забыть Наташе её добрые, ласковые руки, когда в вечерний час они гладили по головке, убаюкивая дочь и обещая встречу с волшебными снами? А как памятны девочке её уроки по кройке и шитью, которые привили влюблённость к рукоделию. Папа Ваня. Он добрый-добрый, как бабушка Груня. Его интересные рассказы о войне будоражили воображение детей, особенно Наташи. Война рисовалась почему-то только чёрной краской, а по ней белые пронзительные всполохи прожекторов, ищущих в тёмном небе силуэты самолётов (ведь папа был стрелком-радистом в лётной части)…
Старший брат Саша был строгим ДРУГОМ, которого девочка немного побаивалась. Он любил во всём порядок и того же требовал от Наташи. Попробуй-ка не подчинись старшему! Дима был средним братом. Вот с ним девочка частенько любила поспорить, что иногда приводило брата и сестру к лёгкой потасовке. Сестра Галина — моложе Наташи на 11 лет. Приходилось постоянно нянчиться с сестрёнкой, а этого ой как не хотелось. Вот куклы — это уже другое дело!
Да, Наташа любила играть в куклы. Часто с соседской девочкой Валей Ушаковой она кроила, шила из красивых тряпочек куклам платья. А ещё любила укачивать своих КРОШЕК и петь им колыбельные песни.
Но пришло время идти в школу. Наталья простилась с куклами, сказав им строгим маминым голосом:
— Так, шалуньи! Мне пора в школу! Я буду учиться и вас потом научу всему.
А назавтра было много цветов, светило солнышко. Мама привела дочку в новую школу (СШ №1). Наташа познакомилась с первой своей учительницей — Валентиной Иосифовной Поживилко. Та спросила её:
— Кем же ты хочешь быть, когда вырастешь?
— Артисткой!
— Артисткой? Тогда тебе, Наташенька, надо много работать над собой!
Легко сказать: работать над собой! Девочка всего боялась, была робкой, застенчивой. Только уроки пения придавали Наташе смелость, и так легко пелась песня «Тропинка». Позже полюбилась «Колыбельная» из кинофильма «Гусарская баллада» и стала самой любимой и желанной песней… для кукол, потом для своих дочерей…
От автора: Мысли, мысли… Вы, как пчелиный рой, витаете вокруг меня, жужжите, не даёте покоя. Везде НАТАША… Всё ПАМЯТЬ и СЛЁЗЫ. Чтобы не расплакаться, отвлечься, сорвалась с места и взялась поливать цветы. Их у меня немало. Вот этот цветок купила в Пинске. Он был маленький, слабенький. Теперь же необыкновенно прекрасен. А вот этот мне подарила на дневном стационаре Люда (как жаль, что фамилия её забылась). А вот эти цветы… Ой, их же мне подарила Наташа Мурко! Я нежно коснулась рукой зелёно-фиолетовых листьев цветка. «Наташенька! Милая!» — тихо зашептала… и увидела на стебле белый цветочек, как нежное воплощение Наташи. Потянулась к этой ангельской нежности и чистоте и коснулась губами.
Памятное…
Свою судьбу Наталья Евстафьева встретила ещё в восьмом классе. Училась в СШ №1, а Валентин — в СШ №2. Знали друг друга в лицо, занимаясь в кружках Дома пионеров.
1968 год. Новогодний бал. Валентин Мурко пришёл с друзьями. Увидел Наташу и пригласил на медленный танец. С грампластинки лился мелодичный голос Эдиты Пьехи. После бала Валентин провожал Наташу домой и показался ей очень интересным собеседником. Парень любил музыку, имел свои взгляды на неё, разбирался в её тонкостях, позже стал делиться с девушкой книгами, которые сам читал о музыке. Эта литература помогла Наташе в формировании музыкальных вкусов. Валентин всё больше и больше нравился девушке. У него была натура ХУДОЖНИКА. Он хорошо рисовал, помогал и подсказывал Наташе, как правильно одеваться, даже придумывал и разрабатывал для неё фасоны. Валентин был прекрасно воспитан, являл пример для подражания во всём, и в этом была большая заслуга его мамы, Регины Станиславовны Мурко. Парень умел красиво общаться с девушкой, приглашал её в гости и показывал свои рисунки… Ещё вылепливал целые города из пластилина, которые приводили в трепет и восхищение изумлённую Наташу…
В начале 70-х Валентин и Наташа стали мужем и женой…
От автора: Февральская заметь 2012 года вернула меня в сегодняшний день… Задумалась: а как же я познакомилась с Наташей? Оказывается, я была одноклассницей её старшего брата Саши Лещука. Потом судьба мне подарила дружбу с Наташиной мамой — Людмилой Дмитриевной Евстафьевой. И вспомнился юбилей Людмилы Дмитриевны, где я увидела Наташу с мужем и их цветы любви: две милые КАПЕЛЬКИ-дочки: Елизавету (1974 года рождения, Наташин подарок себе в честь окончания музыкального училища) и Каролину (9 февраля 1976 года — подарок любимому мужу ко дню рождения). Дочери были прекрасны, как царицы. Всё лучшее взяли от своих родителей.
Спасибо, музыка, за то, что ты — единственное чудо…
Уже с детских лет Наташа полюбила музыку. Она радовала девочку, вдохновляла. Хотелось петь. Поэтому мама повела дочку в Лунинецкую музыкальную школу на вступительные экзамены, которые принимал Е.Я.Куфайкин. Только определиться, на каком инструменте будет играть Наташа, не могли: мама хотела по классу баяна, а дочка — фортепиано. Добрые люди переубедили Людмилу Дмитриевну, и Наташа стал обучаться игре на фортепиано. Отец собирал деньги на машину, но купил пианино для дочери, которое сослужило добрую службу не только Наташе, но и потом Елизавете и её двоюродному брату Станиславу и двоюродной сестре Анне.
После окончания школы Наташа поступает в Гомельское музыкальное училище имени Н.Ф.Соколовского на вокальное отделение.
Гомель полюбился Наташе сразу. Ей нравилось ходить пешком по городу, особенно по улицам Советской и Победы, прогуливаться по прекрасному парку. Красив гомельский парк в любую погоду и в любую пору года! Наташе трудно было представить Гомель без этого удивительного уголка природы с его многочисленными спусками и подъёмами, горбатыми мостиками, узенькими лестницами, со знаменитым Лебединым озером, с дворцом Паскевичей.
Вместе с Наташей в это время учился в музыкальном училище Анатолий Ярмоленко (ансамбль «Сябры») — у одного и того же преподавателя по вокалу Людмилы Саввичны Климовой. У Наташи заканчивался урок, а у Анатолия начинался… В годы учёбы в музыкальном училище Наташа принимала участие в телепередаче «Алло, мы ищем таланты!» Это событие было самым ярким и на всю жизнь.
Четыре года учёбы пролетели быстро. Наташа получила диплом: преподаватель пения в средней школе и артист ансамбля.
От автора: Мне вдруг вспомнился летний день 2010-го. Я и Наташа у меня дома, пьём душистый чай и беседуем о музыке, просто об искусстве, делимся сокровенным о родном Лунинце. Много услышала о работе Наташи в музыкальной школе, о её талантливых учениках, о том, как она выступала в Минске, была на гастролях в Ирландии, Германии. И вдруг она мне поведала, как сама училась владеть голосом…
Сокровенное
— Правильно ли я пою? — тысячу раз задавала себе вопрос Наташа. Она в это время пела в ансамбле духовной музыки. Женщина прислушивалась к пению друзей, анализировала себя, прослушивала записи своего пения и… замечала ошибки. Как же их исправлять? Ей в этой «работе над ошибками» очень помог Лучано Паваротти. Наташа постоянно прослушивала его арии из опер, обращала внимание, что он делает, чтобы зазвучал мощно и легко голос . Припомнились занятия вокалом в музыкальном училище, даже ФОРСИРОВАНИЕ ЗВУКА, то есть выкрикивание, а не пение. И вдруг прозрение: НАДО ДЕЛАТЬ НЕ ВЫТАЛКИВАНИЕ ЗВУКА, а его СЖАТИЕ и тогда ПОЛУЧАЕТСЯ ПЕНИЕ! ВАЖНО научиться петь тихо и постепенно переходить на «громкое» пение… Это открытие Наташу окрылило. Стало всё получаться. А однажды коллега по музыкальной школе Людмила Васильевна Труханович принесла Наташе статью о певице М.Бучель, где та делилась техникой МЕМБРАННОГО пения, которое сделало её счастливой и позволило говорить о себе: «На сцене я живу, вне сцены — существую!»
И теперь Наташа была счастливая: она пела, она жила на сцене, чтобы радовать слушателей своим ПЕНИЕМ! И Наташу все полюбили! В зале никогда не было РАВНОДУШНЫХ.
От автора: Метёт февральская вьюга, словно желает замести Наташины следы на Земле. Но разве замести ей всё то прекрасное, что расцвело в сердце каждого, кто знал НАТАШУ или хоть однажды слышал её пение? Таких слушателей очень много, их тысячи. А больше всего помнятся песни в её исполнении «Аист на крыше», «AVE MARIA» и особенно «Мой родны кут» на слова Я.Коласа и музыку И.Лученка. Несмотря на то, что произошло судьбы свершенье: Наташа ушла от нас за МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ навсегда, но долго-долго над милым Полесьем будут звучать в травах Припяти, в дубравах Лунинецкого края, над зеркально-чистыми водами Белого озера песни и романсы нашей славной богини вокала — НАТАШИ МУРКО, нашего Ангела на Земле, а теперь Ангела небес…