«Хмельная» статистика…

«Хмельная» статистика…

24 мая 2013, 16:30
1244
В Беларуси снизились объёмы продажи водки. Означает ли это, что белорусы стали меньше пить? Или они перешли на алкоголь другой крепости и другого качества?

По данным Белстата, в январе-апреле этого года реализация водки сократилась на 12,7% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. В прошлом году наблюдался рост продаж этого алкогольного продукта.

В январе-апреле 2013 года через розничную торговую сеть реализовано алкогольных напитков и пива на 6 млрд. 749,7 млн. рублей, что в розничном товарообороте торговли составляет 11,4%. Пива за четыре месяца 2013 года продано на 5,9% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Доля этого напитка в общем объёме продажи алкоголя составила 14,9% (за январь-апрель 2012-го — 13%).

Ликеро-водочных изделий реализовано на 23,6% меньше, виноградных вин  — на 11,1% больше, плодовых вин — на 8,5% меньше. Плодовые вина заняли 21,7% в объёме продаж алкогольной продукции (в январе-апреле 2012 года — также 21,7%).

Коньяка и бренди продано  на 47,3% больше, игристых вин и шампанского — на 10,3% меньше, слабоалкогольных напитков — на 5,9% больше.

Как видим, водка по-прежнему лидирует среди спиртных напитков. В странах же Западной Европы в структуре потребления алкоголя наблюдается обратная тенденция — там пьют больше вина и пива. И в результате живут дольше. Для сохранения здоровья населения крепкий алкоголь должен занимать меньший удельный вес, чем теперь, считают специалисты. В идеале в структуре потребления алкоголя крепкие спиртные напитки не должны занимать более 15%.

Означают ли данные статистики, что белорусы стали меньше пить?

Как отметил заведующий сектором наркологии РНПЦ психического здоровья Владимир Максимчук, в Беларуси уменьшение производства спиртных напитков заложено в Государственную программу национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Сейчас реализуется её третий пятилетний цикл. Программа направлена на сокращение негативных последствий потребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, а также расходов государства на преодоление этих негативных последствий.

Финансирование мероприятий программы на 2012 год составило 13 млрд. 607,2 млн. рублей. Расходы на программу только кажутся значительными: суммы, на которые государство продает алкоголь, ежегодно превышают затраты на программу более чем в 1200 раз. В 2012 году через торговую сеть было реализовано алкогольных напитков и пива на 16,7 трлн. рублей, что составило 10,6% розничного товарооборота.

И всё же эффект от программы есть. Количество потреблённого абсолютного алкоголя на душу населения снизилось с 13,4 литра в 2011 году до 12,97 литра в 2012-м. Несмотря на положительную тенденцию, «потребление алкоголя в Беларуси остаётся высоким».

По его мнению, снижение уровня продаж крепкого алкоголя в первом квартале этого года не может быть поводом для самоуспокоения. Наметившаяся положительная тенденция не означает, что алкоголизацию победили.