Путейцы — народ трудолюбивый
09 августа 2013, 13:55

Путейцы — народ трудолюбивый

В 1882 году были начаты работы по проектированию и прокладке железнодорожных линий от Пинска до Гомеля и от Вильно до Ровно. Строительство велось не один год. В итоге среди прочих выросли на полесской земле станции Мальковичи, Бостынь, Дятловичи, Лахва, Микашевичи и т.д., а Лунинец стал узловой станцией. В начале ХХ века на ст.Лунинец были построены шпалопропиточный завод, депо и другие объекты. Рядом с селом Лунинец появился пристанционный посёлок, который с течением времени вырос в город.
Поделиться

Непростыми были для лунинецких железнодорожников годы революций, гражданской войны, нахождения в составе Польши. После вхождения Западной Белоруссии в состав СССР, в 1940 году был реорганизован Лунинецкий железнодорожный узел. Парк паровозов по сравнению с 1939 годом вырос в 8 раз, в 10 раз увеличились объёмы ремонта локомотивов, менялось устаревшее оборудование. В школе ФЗО и железнодорожном училище развернулась подготовка квалифицированных кадров для транспорта: бригадиров пути, помощников машиниста, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, столяров. Начали практиковать безотцепный ремонт. Паровозные бригады наращивали скорость движения и экономию угля.

Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты уделяли состоянию дорожных коммуникаций особое значение. После партизанских диверсий ремонт путей и другого оборудования под принуждением осуществляло местное население. На расстоянии ста метров с обеих сторон от путей был вырублен лес. Охрану железнодорожного полотна на дрезинах или пешим порядком вели не только немцы, мадьяры и полицаи, но и ранее взятые в плен красноармейцы, многие из которых впоследствии перешли на сторону партизан.

Усиленно охранялась немцами в том числе и станция Бостынь. Расположенная в этом районе высота Болдусевая гора была превращена в укрепрайон с блиндажами и дзотами. Впереди каждого состава фашисты цепляли две-три платформы с песком. Однако партизаны научились взрывать поезда при любой обстановке…

После освобождения нашего района от фашистов в Лунинце открылась железнодорожная школа №50 — первая на тот момент средняя школа. Возобновили свою деятельность две школы ФЗО. К концу 1948 года они подготовили 36 паровозных кочегаров, 58 слесарей, 26 столяров.

В 1948 году Лунинецкий узел вошёл в число лучших по Брест-Литовской железной дороге. Железнодорожники досрочно выполнили задания первой послевоенной пятилетки — за 3-3,5 года. В Лунинецком депо трудились десятки стахановцев. Среди них слесарь Д.А.Рулинский, токари К.И.Соловей, К.Ф.Морозов, кузнец В.В.Ярмонтович, электросварщик Н.М.Павлюковец. В последующие годы ударно трудились бригады паровозников Л.Ф.Хилюкова, Н.С.Симукова, комплексная бригада паровозного депо, возглавляемая Николаем Филоником (Роман Марьин, Евгений Голан, Сергей Шаматюк, Дмитрий Кулей), кондукторы М.И. Черноокий и Н.К.Лаврищев.

В 1965 году рабочие Лунинецкого депо сэкономили 2863 тонны топлива и заняли второе место по Белорусской железной дороге. Они провели 146 большегрузных составов, перевезли 350 тысяч тонн сверхплановых грузов.

В непростые послевоенные годы ударно трудились путевые рабочие С.Ф.Качанович, М.Ф.Беляк, А.П.Радюк, С.М. Качанович.

На полустанке Бостынь делали, кроме пригородных поездов, остановку пассажирские поезда Ленинград-Львов, Брест-Минск в двух направлениях. Жителей обилечивали кассиры Лидия Григорьевна Соц и Нина Михайловна Поткас.

Безаварийное движение поездов обеспечивала на участке Люща — Бостынь — ст.Дятловичи бригада путевых рабочих в составе Михаила Леонтьевича Бунаса, Фёдора Николаевича Качановича, Михаила Васильевича Носковича, Афанасия Денисовича Качановича, Александра Адамовича Тельпука, Михаила Григорьевича Дырмана, Андрея Пахомовича Носковича, супругов Николая Иосифовича и Ольги Андреевны Величко. Их отличали трудолюбие и отвественность в работе, а ведь труд был физически тяжёлым, ручным. Трудились в любую погоду, но работы выполняли качественно и в срок. Многие путейцы за свой труд были награждены медалями, почётными знаками и грамотами. Руководили этим коллективом мастер участка Василий Степанович Поткас и бригадир Павел Петрович Бунас, зарекомендовавшие себя грамотными, исполнительными специалистами.

За свой нелёгкий труд железнодорожники получали неплохие зарплаты, добротную форму и спецодежду, обеспечивались бесплатным проездом в любую точку Советского Союза. Был создан железнодорожный ОРС, который обеспечивал данную категорию тружеников товарами.

Сейчас трудовую эстафету приняли молодые бостынские путейцы 3-й бригады 5-го околотка: бригадир Андрей Дырман, рабочие Владимир Марко, Николай Залетенко, Михаил Коновальчук, Василий Марко. С праздником, уважаемые железнодорожники и ваши семьи!