«Репутация педагога — дело важное»
06 сентября 2013, 14:00

«Репутация педагога — дело важное»

На прошлой неделе довелось встретиться с внуком бывшего фронтовика Алексея Викторовича Минакова - Андреем. Зная, что Андрей Константинович третий год преподаёт на кафедре бухгалтерского учёта в Гродненском государственном аграрном университете, решила побеседовать с ним на тему образования и педагогики.
Поделиться

— Пожалуй, самая обсуждаемая нынче тема в сфере образования — так называемая оптимизация…

К некоторым моментам, что были года три назад отменены, мы сейчас снова возвращаемся… Что-то хорошо, что-то, наверное, не очень… В нашем вузе, например, в курс основной дисциплины «Бухгалтерский учёт» включили другой предмет «Учёт внешнеэкономической деятельности». Однако не добавляют часов на изучение, а срок обучения практически по всем специальностям сокращён до 4 лет. Объём же учебной нагрузки остался практически на прежнем уровне. Также одно из новшеств — внедрение модульной системы (ранее были контрольные срезы). То есть в течение семестра происходит накопление студентами баллов. Если к экзамену набирается средний балл 8-9, то студент имеет право на «автомат» по экзамену.

— Как это отражается на учебном процессе?

— Конечно же, хочется максимальной стабильности, ведь и без того в бухгалтерском деле в течение года происходят постоянные изменения, меняются нормативно-правовые акты. Надо успевать всё это отслеживать, доносить до студентов актуальную информацию.

— Бытует мнение, что столько бухгалтеров, сколько выпускают вузы, стране не нужно. Ваша позиция на этот счёт?

— Во-первых, бухгалтер бухгалтеру рознь. Специальность хорошая на любую должность экономического профиля: менеджер, управляющий, кредитный агент… Нужно ещё различать бухгалтера и экономиста, у которого более узкая специализация. Во-вторых, считаю, нужно сокращать заочное обучение. Уровень образования несопоставим, а дипломы выдаются одинаковые.

— Что лучше: ЦТ или экзамены?

— Недавно ехал в поезде с коллегами-россиянами… Сравнивали системы тестирования. Сошлись во мнении, что применение ЦТ для поступления в вузы — тенденция не всегда хорошая. Взяли и загубили наработанную годами советскую систему образования, ценимую во всём мире, загнали всех абитуриентов в единые рамки. Плюс же в том, что ЦТ создаёт помехи для «блатников».

В своё время довелось белорусский язык сдавать путём тестирования. Меня «натаскивал» репетитор именно на сдачу теста: наиболее часто встречающиеся правила исходя из предыдущих лет. Я не могу сказать, что стал знать язык лучше, чем если бы готовился к полноценному экзамену. Подготовка к тестам — во многом зубрёжка, не применимая в дальнейшей жизни… При этом, если даже в одном слове ошибся, в задаче из 10 действий не решил самое последнее или случайно ошибся арифметически, ответ не засчитан. В гуманитарных науках тестирование вообще не представляю возможным. Как, например, в литературу «загнать» вариативные ответы, например, какое из предложенных выражений сказал Онегин?

— Какая форма сдачи экзамена — устная либо письменная — даёт более достоверную оценку?

— Я письменный экзамен не принимаю: он не так полно раскрывает способности и знания студента, как устный. И наводящие или дополнительные вопросы можно задать. А вот что написано пером, не вырубишь топором. Лучше всего — два варианта предлагать студентам.

— Образование, как и вся наша жизнь, компьютеризируется…

— Что касается плагиата через интернет, то темы курсовых и дипломных работ должны быть как можно более узкой направленности, тщательно продуманы, иметь свои отличительные особенности, присущие только данному вузу. Ничего не поделаешь: на всякую хитрость придётся искать «противоядие». 

— Должны ли быть в учебных заведениях строгие критерии внешнего вида — дресс-код?

— Абсолютная уравниловка, считаю, обезличивает. Лично меня не смутило бы, если бы к доске вышел студент с ирокезом или длинной бородой и продемонстрировал выдающиеся знания. Другое дело — этикет, воспитание…

— Говорят, что нынешние учащиеся стали слишком хорошо знать свои права, забывая об обязанностях, культуре поведения…

— Раньше, конечно же, к учителю относились со всем уважением, жаловались крайне редко. Хотя, конечно же, преподаватели тоже бывают разные… В моей практике проблемы случались в основном из-за характера учащихся, их воспитания… Например, заочники жаловались в ректорат, что им не вовремя провели лекции, темы которых входили в предстоящий экзамен. Им объясняешь, что это не вина вуза и что это обязательно будет учтено на экзамене, а они слушать ничего не хотят, идут и жалуются. Имеют право. К счастью, такие случаи довольно редки. Стараюсь со своими студентами всегда достигать взаимопонимания. Репутация педагога — дело важное.

— В честь начала учебного года какие пожелания?

— Новым студентам — правильно выбрать свою профессию. При этом не обязательно гнаться за высшим образованием ради престижа. Родителям абитуриентов желаю помочь ребёнку полностью раскрыться, понять, что именно нужно ему. Педагогам — терпения, любви к своей работе, способных учеников, творческой инициативы.