«Дай Бог с дороги не свернуть»

«Дай Бог с дороги не свернуть»

30 августа 2015, 11:24
313
Бывают ситуации, когда рядовому обывателю нелегко сориентироваться в православной вере. На некоторые вопросы отвечает настоятель Спасо-Преображенского храма Сергий Чиж (д.Язвинки).

— Болезни нам всегда посылает Господь?

— Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу. С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества (Быт. 3:16) — стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь — закономерное явление ещё и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням. Болезнь прочно вошла в повседневную жизнь и заняла в ней весомое место. Она сопровождает каждого человека от рождения до смерти.

«Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», — утверждал преподобный Ефрем Сирин. «Неужели все болезни от грехов? — спрашивал святитель Иоанн Златоуст. — Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят к болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», — говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».   

Таким образом, болезнь — не только наказание за грехи, но и средство исправления грехов. Господь использует в своём Божьем промысле допущение болезни как один из радикальных способов заставить современного человека задуматься над онтологическими вопросами своего бытия. Болезнь, таким образом, порой является одним из способов исправления, обращения к Богу, возращения к своему Небесному Отцу (подобно блудному сыну).

— Какова позиция духовенства по поводу вегетарианства?

— Вегетарианство не является церковным установлением, ведь Церковь объединяет множество людей с очень различной по своему духовному устроению и уровню жизнью. И если для кого-то, например, для суровых аскетических подвижников, мясо становится помехой в их дальнейшем развитии, то для многих других, которые живут в простоте жизни и любви к Богу и ближнему, это вообще может никакой проблемой не являться. Господь к отказу в пище не призывал и вообще даже про это не говорил. А апостол Павел, например, писал, что «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Раз Бог дал в пищу человеку животных: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной), и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу…» (Быт. 9, 1-4), то это значит, что не род пищи главное в жизни человека. Ну, а дальше — это  вопросы, кому что лично полезнее. Ведь и апостол Павел готов был не есть мяса вовек, но не потому, что это чем-то могло ему повредить, а чтобы не соблазнить брата своего. То есть по причине любви к ближнему. Это и есть главный критерий правильности наших поступков. И если кто-то настолько любит животных, что не может их есть, то и это понятно. Нам важнее помнить слова апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его» (Рим. 14, 3-4), чтобы сохраниться от осуждения и обольщения, от греха.

— Развод с алкоголиком, «тюремщиком»  —  грех?

— Митрополит Минский и Заславский Павел по этому поводу говорит так: «Церковь не рекомендует разводиться, поскольку «что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). Но Церковь признаёт такие поводы к разводу, как измена, наркомания или алкоголизм супруга, и некоторые другие. Иногда мне приходится слышать, что если муж пьёт или изменяет, то это — крест жены, она должна это терпеть. Это неправда. Такого не должно быть. Почему крест лежит только на жене? Мужчина изменяет или пьёт, а она должна мучиться?.. Обязанности и на жене, и на муже лежат совершенно одинаковые. Как же сможет существовать ваша семья — малая Церковь, если один будет её созидать, а другой разрушать? Нужно принимать серьёзные меры. Претерпевая такое унижение, вы можете повредить и детям, если они у вас с мужем есть. Вам необходимо побеседовать с супругом: или он изменит поведение и вы восстановите свою семью, или вам придётся расстаться».

Последние новости