Произведения для детей: «ложка дёгтя»
26 декабря 2015, 21:22

Произведения для детей: «ложка дёгтя»

Во все времена детские произведения были разного качества. Некоторым из них (даже созданным классиками жанра) и поныне не помешала бы шлифовка, переработка... Появилось много новых произведений "новоиспечённых" детских авторов, которых Министерство образования не преминуло включить в учебную программу.
Поделиться

Из собственного опыта
Посещая сына в садике, обратила внимание на разнообразные книжки-малышки, мятые от частого употребления в качестве чтива воспитателем детям и самими детьми. Значит — читаются часто.
Ввели в недоумение некоторые слова: «дремотный», «чехарда», «вопиющий» и т.д. Насколько понятны они 5-6-летнему ребёнку?.. Озадачили незамысловатые рифмы стишков: «водичка-личико», «немного-сурово»… Картинки размытые, компьютерные: перья ли это или шёрстка?.. Несоответствие изображения содержанию: вместо упомянутых дровосеков — охотники с ружьями…
Местный «ипэшник» едва не продал дорогостоящую детскую энциклопедию, в которой такие выражения заумные с канцеляризмами — язык сломаешь. Благо, полистала и отказалась.
Посещая детскую библиотеку (госучреждение), бедились — ситуация повторяется. Мы с сыном пришли перед закрытием библиотеки, потому выбирали наспех. Решили почитать о планетах и атмосферных явлениях. В серии для младшего школьного возраста «Маленький профессор» мы взяли «Что ты знаешь о грозе?» и «Что такое снег?», в серии «Почемучкины книжки» — «Почему вода мокрая?»… Нас тогда не насторожило, что вместо иллюстраций книг — коллажи фотографий (из Интернета, наверняка).
Пришли домой с 7-летним сыном и принялись читать. Читаем про снег: «Время полёта снежинки от облака до земли — 30 минут. Откуда это известно? Запомни: есть такая наука — снеговедение, или хионология («хионос» по-гречески — снег)»… «Кататься с горки можно и на ленолиуме… Можно его не тащить домой, а просто выбросить в мусорный бак»!.. «Вооружившись лопатой, из снега можно соорудить настоящее северное иглу»!.. Отложили в сторону эту книжку, и решили прочитать про грозу: «В каждом населённом пункте Беларуси в течение года наблюдается в среднем 25-30 дней с грозой. Правда, число таких дней возрастает к югу нашей республики»… Заумные предложения про воду и молекулы, из которых она состоит, привели в полное отчаяние. Читать было нечего. Старший, 14-летний сын, услышав наше чтение, недоуменно спросил: «Что за бред вы читаете?» И был совершенно прав.

До и после
Главное в жанре — вписаться в жанр и соответствовать своей эпохе, всё остальное — вкусовщина. Кому-то по душе классический вариант, кому-то — переработка на новый лад либо первоначальная версия (прототип).
Не секрет, что сюжеты и герои произведений во все времена кочуют от одного автора к другому. Вариаций сказок масса, как говорится — выбирай на вкус!.. Старые добрые сказки нынче бывают не такими уж знакомыми. Доводится наталкиваться на современную обработку: со смешением героев из разных произведений, с изменёнными сюжетами, додуманными концовками, продолжениями… Но, ведь, наши добрые старые сказки были также изрядно подкорректированными. Да ещё как!..
Сказки Ш.Перро мы читали не в оригинале, в основном — адаптированные детские пересказы Т.Габбе, А.Любарской, Н.Касаткиной и др. Пересказы неизменно были «облегчены» – избавлены от второстепенных деталей и лишены морали, рассчитанной на взрослых. Большинство пересказов сказки Ш.Перро «Спящая красавица» обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелёгкое испытание в виде свекрови-людоедки, желающей закусить внучатами. Мораль же сказки по версии Ш.Перро: «Детишкам маленьким не без причин (а ж особенно девицам, красавицам и баловницам), в пути встречая всяческих мужчин, нельзя речей коварных слушать, – иначе волк их может скушать»!..
Если «Красная Шапочка» пошла в народ в основном в оптимистической версии братьев Гримм, то «Золушку» предпочли французскую — слишком уж кровавой вышла сказка у знаменитых братьев. И не мудрено: в отличие от Перро они старались по возможности меньше вмешиваться в народные сюжеты.
Героине помогает не крестная, а настоящая мать. Помогает, естественно, через посредника: на её могиле вырастает дерево, в ветвях которого живёт белая птичка, исполняющая желания. Знаменитые башмачки в варианте Гримм – золотые. У Перро они были отороченные мехом. Со временем слово «vair» («мех для оторочки») по принципу «глухого телефона» преобразовалось в «verre» («стекло»). Когда в семью Золушки заявляется гонец с туфельками, вредным сестрам удаётся их примерить, ради чего одна из них… отрубает себе палец, а вторая – пятку!
А как понимать в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», что положительные герои, богатыри, ради забавы идут вершить расправу над инородцами? («…выезжают погулять, серых уток пострелять, руку правую потешить — сарачина в поле спешить иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса)?..
Хотя, во всём можно найти недостатки. Особо впечатлительные родители устраивают форумы в Интернете, на которых обсуждают, как могут подействовать на неокрепшую психику ребёнка, к примеру, строки из «Айболита» о зайчике, попавшем под трамвайчик: «Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки, и теперь он больной и хромой»…

А кто герои?
К герою можно придраться всегда. Даже не к мигающему в американских мультиках смеси «бульдога с носорогом», полуобнажённому, откровенно вульгарному… Даже к Винни-Пуху…
В конце 2000 года психиатры из университета Галифакса (Канада) опубликовала в журнале местной медицинской ассоциации исследование, в котором были проанализированы психические расстройства популярных героев детских книг. Так, у Винни-Пуха обнаружились неспособность концентрировать внимание, ярко выраженный синдром гиперактивности, синдром навязчивости, который выражался в повторении считалок и ненасытной жажде мёда. В своей статье канадские медики указывают, что все эти симптомы требуют медикаментозного лечения стимуляторами (например, риталином).
А кто сказал, что суть просмотра мультика — «выставить диагноз герою» и на этом всё?.. Может, герой изображён нарочито с ярко выраженными недостатками (для облегчения детского восприятия), которые в ходе сюжета исправляются трудностями на пути и силой воли героя, стараниями его друзей… Неужели, лучше показать героя столь идеальным, до которого ни один ребёнок в жизни не дотянется даже во взрослой жизни?..
Вы боитесь, что дети начнут «косить» под «неумного» Винни-Пуха или Пятачка? А косить под заумных смогут? Им захочется, вы уверены?.. А «косить» вообще под кого-то из мультика либо глядя на соседей и родственников — это для ребёнка недопустимо?..
Винни Пух и Пятачок довольно скромны, дружелюбны, незлопамятны, находчивы, сообразительны… В конце серии добро побеждает зло. Жадность Винни Пуха наказывается, рассеянность Пятачка идёт ему в минус… Что не так?..
В те времена лучших мультиков не было. Припадали к экранам когда шёл любой. Хотя… с родительского контроля, естественно. Сейчас есть выбор — отлично. Значит, наши дети будут просвящённее нас! А что им читать, смотреть — для этого, благо, есть мы, родители!.. И, частичная бесконтрольность госорганов, — увы!..

Автор — не Бог
Писать детские книжки сейчас может фактически каждый -систематический контроль со стороны государства отсутствует. Потому и читаем в букварях: «А» найдёшь на остановке, «Б» орешки всё грызет, «В» течёт, течёт из крана, «Г» по озеру плывёт»… (Что именно может плыть по озеру при нынешнем состоянии экологии, можно только догадываться.). Однако фантазия безвестного автора на этом не останавливалась: «Буквой «З» раздвинь еду и узнаешь про езду. Дело делают своё буква «Е» и буква «Ё»… Пошловатые двусмысленности можно отыскать не только в азбуках.

Три года назад издательство «Наука» выпустило серию книжек под рубрикой «Первый шаг в науку». Начать решили со сборника «Здравствуйте, птицы». После того как книга увидела свет, «Науке» пришлось спешно свернуть всю серию. Сам же стихотворный сборник получил в ходе Московской книжной выставки-ярмарки 2004 года премию «Полный абзац» (она даётся газетой «Книжное обозрение» за самую плохую подготовку книжных изданий). Автор по имени Марина Несмеянова рассказала детям о птицах много нового. К примеру, про то, что гузка — это «хвостик вместе с попочкой».

Есть над чем работать. Не так ли?..