ВЕРНО ЛИ?..
12 февраля 2016, 09:56

ВЕРНО ЛИ?..

На жизненном пути порой призадумаешься: по христианским ли канонам происходит то или иное? Некоторые ситуации комментирует настоятель Спасо-Преображенского храма д.Язвинки иерей Сергий Чиж, кандидат богословия, помощник Благочинного по миссионерской работе.
Поделиться

— Как Вы считаете: по-христиански ли на местах аварий кресты ставить, ручниками повязывать? Не язычество ли это?

— Прежде всего, язычество, которое характеризуется ложным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). На мой взгляд, не стоит делать дубли кладбищ вдоль дорог. Могильный крест правильно устанавливать на месте захоронения, а не гибели. Неуместно на столбы, на кресты крепить ручники, рули, венки, не приносящие никакой пользы: ни телесной, ни духовной.

— Не считается ли идолопоклонством иконопоклонение?

— Есть люди, для которых обрядовые, уставные стороны религиозной жизни важнее заповедей. Без обряда невозможно служение Богу (без таинства исповеди, к примеру, — прощение грехов). А ошибки людей — это повод не для запретов, а для разъяснений.

Библейская заповедь «Не делай себе кумира…» (Исх. 20, 4-5) писалась во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества: целые народы обоготворяли стихии природы, небесные светила… С пришествием в мир Христа, Сына Божьего, отвергать почитание святых икон и других религиозных предметов неправильно. В данном случае икона воспринимается как иллюстрация того, что Священное Писание описывает словами. Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Правильно говорить: «молиться перед иконой», а не «иконе». Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь перед собой Его пречистый лик, или крест, нежели когда перед тобой пустая стена или что-либо отвлекающее твою мысль от молитвы. Идолопоклонство — это то, что занимает в душе человека место, принадлежащее Богу, что бессмысленно и мерзко в Его глазах.

— Не противоречит ли второй заповеди почитание святых?

— Святые — наши старшие братья. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Сам Господь повелел: «Молитесь друг за друга». Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних помогал другим. Святые для нас — образы для подражания, руководители, молитвенники и помощники в деле спасения.

— По-христиански ли ходить «в коляду» не 7 января, в Рождество Сына Божьего, и одаривать милостыней нуждающихся, а 13-го, в честь языческого Коляды, наряжаться в маски и «клянчить» подаяния?

— Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом — так можно сформулировать основную идею Рождества. Бог проявил любовь к человеку. В праздник Рождества Христова мы особенно остро и глубоко переживаем встречу с Христом. В этот праздник важно и каждому из нас ответить Богу взаимной любовью. В этом помогают нам и наши ближние, которые по слову святителя Николая Сербского являются видимым полем, на котором мы показываем свою любовь к невидимому Богу. Обряд колядования и ряженья православному человеку всегда был чужд. Господь нам говорит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22,5). Обычай переодевания в одежды иного пола ради разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира. Новозаветная Церковь такие действия порицает. Получается, то, что Бог запретил давным-давно, мы пытаемся возродить, хоть и прикрываем это христианством. Это грех.

— А что насчёт окунания в проруби на Крещение?

— На праздник Крещения Господня совершается великое освящение воды в память Богоявления, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана. Окунаться в прорубь — это благочестивая традиция, но Церковь никого не обязывает строго её соблюдать. В нашей традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причём в любое время года.

Есть люди, которые не часто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Это суеверие и великое заблуждение. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением.

— Приближается Великая Пасха. Нужно ли красить вареные яйца?

— Обычай этот связан с равноапостольной Марией Магдалиной, которая возвещала людям о Христе и Его учении. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным. Яйцо является символом зарождения новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение.

— Неужели язычникам, мусульманам не суждено попасть в рай, а только православным?

— Бог есть совершенная Любовь. Он любит всех. Он хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4). Человек во все времена искал Бога, пытался установить контакт с потусторонним миром. Всё было бы хорошо, если бы не то обстоятельство, что человек по природе своей — существо грешное и в религиозном поиске шёл не совсем честным путём. Вместо действительного поиска Высшего, подразумевающего работу по очищению души, бескомпромиссную борьбу со злом и активное утверждение добра, человек удовлетворился малым и духовно недоброкачественным. Проще подружиться с бесами, которые тут как тут и сами предлагают человеку общение. Так язычество ввело в свою практику обряды, угодные новым покровителям: кровавые ритуалы, магию, колдовство, заклинания.

Чтобы освободить своё создание от тьмы, Господь идёт на землю и открывает нам Себя. Оказывается, что Бог абсолютно не нуждается в наших дарах и делах. У Бога нет мести по отношению к человеку. И, оказывается, спасение — это соединение духа человеческого с Духом Божиим.

В руке Божией находится «душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12, 10), и Ему судить, кого пустить в рай, а кого нет. Не человеческое это дело. Нам стоит помнить одно: если кто из нас, православных начнёт искать какой-то новой духовности, например, в сектантстве, то уж точно уйдёт от пути к спасению. И если есть некое самодовольство, что, мол, только мы спасёмся, — это уже верный признак сектантской психологии.

 — Правильно ли крестить человека в младенчестве, лишая права выбора религии? Можно ли взрослому по своему усмотрению поменять вероисповедание?

— В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. В Евангелии есть такие слова Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего» (Ин 15, 1-6). Когда болеет младенец, родители его не спрашивают, отнести ли к врачу, дать ли таблетку. А часто, чтобы сохранить ребёнку жизнь, дают возможность хирургу поработать с ним даже скальпелем. Нужно ли судить таких родителей?

Таинство Крещения — это не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к виноградной лозе, к Христу, к Древу Жизни. Детей мы, родители, крестим по своей вере. Таинство — это не магия. Ничего не даст это без нашей веры, без нашего участия в воспитании ребёнка.

Поменять веру? Это грех. Я вспоминаю Иуду, ведь он был учеником Христа, но променял Его на деньги. Что с ним произошло? Погибель. И сегодня человек часто при выборе веры на первый план ставит не Христа Спасителя, а свои выгоды: «Там разрешают сидеть, петь, мне ближе расстояние, Бог везде один и т.д.» Но это глупость. На мой взгляд, если православный человек основательно познакомится с Православием, зачем ему нужно будет искать иную веру?

— Плохо ли, если православный посещает католические и баптистские храмы?

— Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6,12).  Нет никакого препятствия православному посещать инославные храмы, только не с целью молитвы. Нельзя православным молиться вместе с католиками, протестантами и тем более участвовать с ними в таинствах — эти запреты мы должны соблюдать очень строго. Исключением является молитва перед общехристианскими святынями, находящимися в католических храмах. Православный христианин может помолиться перед ними, но только самостоятельно.

Для нормальных родителей всё равно ли, где находятся их дети? Я, думаю, нет. Переживают, волнуются, ищут. Бога мы называем Отцом, и Господь заботится о нас как Отец. Он желает, чтобы все «достигли познания истины» (1 Тим. 2,4). Ради этого Он оставил небо. В тропаре праздника Рождества Христова мы поём «Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсиями рови свет разума». И если не пользоваться этим светом, то натворить чего угодно. Господь нас не держит при Себе. Одно из свойств Бога — долготерпение. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Апок. 3, 20). Дверь- это наше сердце.