Взгляд из Беларуси на германские вузы

Взгляд из Беларуси на германские вузы

Лето - пора волнений для наших абитуриентов, а те, кто уже учится в вузах или заканчивает их, сдают сессии или государственные экзамены. Абитуриентов волнует предстоящее централизованное тестирование, их родителей - необходимость изыскивать средства на оплату обучения своих сыновей и дочерей, выпускников вузов - вопросы распределения и т.д.

В отличие от советских времён сейчас белорусская молодёжь может учиться и за границей. Конечно, это не массовое явление, но подобных случаев немало. На помощь студентам приходят разнообразные международные программы. Например, «Информ-прогулка» в №22 от 2 июня 2016 года поместила информацию о программе германского Бундестага для белорусских студентов, где соискатели могут получить возможность посещать университеты ФРГ.

А что в целом представляет собой вузовская система Германии?

Как отмечают специалисты, вузовский ландшафт Германии чрезвычайно многообразен: университеты с громкими именами в столичных городах вроде Берлина или Мюнхена и не менее престижные университеты в Ахене, Гейдельберге, Карлсруэ. Ядро академического мира составляют средние и небольшие вузы с научными традициями и всемирной славой. В международных университетских рейтингах в топ-200 сильнейших  вузов мира стабильно входят 10-12 немецких университетов. Особенно сильные позиции занимают университет Людвига Максимилиана в Мюнхене, университет Гейдельберга (основанный ещё в 1386 году!) и Техническая школа Мюнхена.

В 2015 году студенты могли выбирать из 399 вузов (121 университет, 220 высших спе­циальных школ, 58 высших школ искусств и музыки). В совокупности они предлагают 17.731 образовательных программ. 238 вузов финансируются го­сударством, 40 — церковью и 121 — частны­ми лицами и компаниями.

Вузы ФРГ по структуре и задачам можно разделить на три типа: университет, высшая специальная школа и высшая школа искусств, кино и му­зыки. Если классические университеты предлагают широкий спектр предметов, то технические университеты сконцен­трированы на фундаментальных исследова­ниях в инженерно-технических и естествен­нонаучных дисциплинах. Университеты являются не только учебными заведениями, но и научными центрами. А 220 высших специальных школ являются особенностью германского образования. Обсуждается возможность введения права на защиту диссертаций в них (пока это право имеют только университеты).

Доля людей с высшим образованием растёт: сейчас примерно по­ловина всех молодых людей в Германии по ступает в вуз. Федеральный закон о содей­ствии образованию даёт им воз­можность закончить обучение независимо от финансового положения семьи. Характерно, что женщины в Германии сегодня поступают в вуз чаще, чем мужчины, и защищают почти половину всех докторских диссертаций. Правда, пока лишь 21,3% среди профессоров — женщи­ны. Поэтому в рамках специальной программы до 2017 года будет выделено 300 млн. евро на увеличение числа женщин-профессоров в вузах.

В 2014 году в вузах ФРГ обучалось 2,7 млн. студентов, из них 301.350 — студентов с иностранным паспортом. Сегодня занятия в германских университетах посещают вдвое больше иностранцев, чем двадцать лет назад. Большинство приезжает из Китая, России и Индии. Герма­ния является самой популярной неанглоязыч­ной страной среди международных студен­тов. Очень хорошей репутацией пользуются технические университеты: 25% первокурсников в  них — это иностранные учащиеся.

Параллельно германские вузы увеличили количество иноязычных и международных образовательных программ до 1.104. Для докторантов из других стран создан целый ряд интересных аспирантских программ. Ещё одним преимуществом германских ву­зов является отсутствие платы за образова­ние. В ближайшие го­ды будут профинансированы дополнитель­но 760.000 бюджетных мест для студентов.

Поддерживаются наиболее выдающиеся исследовательские проекты и институты. Объём финансирования на текущие пять лет составляет 2,7 млрд. евро.

Около 300 германских ву­зов заключили 5.000 партнёрских догово­ров с вузами из 150 стран мира. Многие вузы принимают активное участие в создании германских образова­тельных программ и организации вузов по германской модели в Египте, Китае, Иорда­нии, Казахстане, Монголии, Омане, Синга­пуре, Венгрии, Вьетнаме и Турции.

Более 30% немецких студентов имеют в своём багаже проведен­ный за рубежом семестр. В скором будущем каждый второй выпускник германских ву­зов будет иметь опыт обучения за рубежом. Ряд стипендиальных программ нацелен именно на финансирование зарубежных стажировок студентов.

Как видим, во многом условиям обучения в вузах Германии белорусские студенты могут только позавидовать. Это касается и финансового аспекта проблемы. Ведь то, что белорусское высшее образование, по сути, давно не является бесплатным, ни для кого не секрет.

(При подготовке этой публикации использованы материалы издания «Факты о Германии», 2015).