Взгляд из Беларуси на Германию через призму Евросоюза
12 июля 2016, 11:13

Взгляд из Беларуси на Германию через призму Евросоюза

Не секрет, что для многих белорусов отношение к Евросоюзу характеризуется смесью интереса и настороженности. Хотя времена «железного занавеса» на границах времён СССР давно канули в Лету и теперь рядовые граждане при желании вполне могут посетить страны Европы (чему хорошим подтверждением служат сотни тысяч шенгенских виз, ежегодно выдаваемых посольствами стран-членов ЕС), всё же нельзя сбрасывать со счетов влияние российской и официальной белорусской пропаганды, которая зачастую рисует ситуацию в ЕС в неприглядном свете. Хорошим «козырем» для таких пропагандистов стал и недавний референдум в Великобритании, высказавшийся за её выход из ЕС.
Поделиться

И всё-таки, чтобы о чём-то рассуждать, нужно хотя бы в общих чертах представлять суть предмета или проблемы. Германия в качестве одной из ведущих стран Евросоюза может послужить хорошим примером для знакомства с объединённой Европой. Тем более, что после ухода Британии её роль и роль Франции в ЕС ещё более возрастёт.
Поскольку Великобритания пока ещё является членом ЕС и процесс её выхода может занять не один год, обратимся к статистическим данным о Евросоюзе с учётом участия Англии в нём. Итак, в 28 странах ЕС проживает свыше 500 миллионов человек, говорящих на 24 языках. Иначе говоря, совокупное население ЕС — третье в мире после Китая и Индии. Площадь стран ЕС составляет 4 миллиона квадратных километров. Валовой внутренний продукт ЕС — почти 14 триллионов евро, а это больше, чем у США. На долю Евросоюза в мировой торговле приходится около 16% экспорта и импорта, это лидирующий показатель в мире.

Если вспомнить основные вехи евроинтеграции, то своё начало нынешний Евросоюз берёт от Европейского экономического сообщества, основанного в 1957 году Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. В 1979 году состоялись первые прямые выборы в Европарламент (до этого он состоял из делегатов от национальных парламентов стран). В 1993 году была учреждена Шенгенская зона, вначале в неё входили пять стран, в том числе и Германия, а затем её ряды значительно расширились. С 2002 года в качестве единой наличной валюты было введено евро (вначале — в 12 странах). В 2004 году Евросоюз значительно расширился на восток, среди 10 новых членов в него вступили и соседи Беларуси — Польша, Литва и Латвия.
Но вернёмся к Германии. Её географическое расположение в центре Европы достаточно уникально. Ни у одной другой страны в Европе нет столько соседей, сколько их у Германии. Федеративная Республика граничит с 9 государствами, 8 из которых входят в ЕС (кроме Швейцарии). Как отмечают специалисты в области международных отношений, процесс европейской интеграции создаёт для Германии фундамент мира, безопасности и процветания. Его дальнейшее развитие и укрепление, особенно в сложные и кризисные времена, остаётся центральной задачей германской внешней политики. Политика Германии в отношении Европы на всех этапах процесса становления европейского единства была движущей силой и активно содействовала срастанию Европы после прекращения конфликта между Востоком и Западом. В рамках европейской интеграции был создан крупнейший в мире общий рынок, для которого характерны 4 основные свободы, сформулированные в Римских договорах 1957 года: свобода передвижения товаров между странами ЕС, свобода передвижения людей, свобода передвижения услуг в пределах ЕС и свобода передвижения капитала.

Необходимо признать, что разразившийся в 2008 году финансовый и долговой кризис поставил процесс европейского единства перед серьёзными вызовами. Поэтому центральной задачей германской политики в отношении Европы стало создание банковского союза, устанавливающего общие стандарты и контрольные механизмы для финансового сектора в еврозоне. Отстаивание сплочённости европейцев в трудные времена встречает понимание среди большей части немецкого населения. Имея сильнейшую экономику в ЕС, Германия в периоды экономических и социальных перемен берёт на себя особую ответственность.

Параллельно процессу европейской интеграции Франция и Германия после Второй миро-вой войны выстроили тесное партнёрство, которое сегодня часто рассматривается как мо-дель примирения между двумя народами. Обе страны в 1957 году входили в шестёрку основателей Европейского экономического сообщества (ЕЭС), сердцевины нынешнего ЕС. Германо-французская дружба, основанная на Елисейском договоре 1963 года, поддерживается благодаря тесным связям между граждански¬ми обществами и многочисленным германо-французским организациям. Обе страны тес¬но согласовывают свои действия по вопросам европейской и внешней политики и благодаря совместным инициативам постоянно содействуют конструктивному дальнейшему развитию европейской политики.

Более молодым элементом процесса европейского единства является германо-польское сотрудничество. Благодаря политике федерального канцлера Вилли Брандта в 1970-е годы примирение с Польшей принесло первые плоды. Оно было продолжено благодаря признанию существующей общей границы в 1990 году, а также договору о границах и добрососедстве 1991 года. Партнёрские отношения Германии с Францией и Польшей объединены в рамках трёхстороннего формата «Веймарский треугольник».

Благодаря Лиссабонскому договору 2009 года общая внешняя политика и политика безопасности ЕС стала более оформленной. В Евросоюзе появился Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности. В его задачу входит представлять ЕС на внешней арене. При выполнении своих задач он опирается на новую Европейскую внешнеполитическую службу. Благодаря этим новшествам ЕС заметно повысил свою эффективность на международной арене. Получила дальнейшее развитие и система урегулирования кризисов. Некоторые миссии за рубежом с германским участием проводились уже под эгидой ЕС. Одно из основных направлений внешней политики ЕС — поддержание отношений с восточными соседями и со средиземноморскими государствами. В рамках этой политики соседства на первый план всё больше выходят такие темы, как миграция и борьба с терроризмом.

Нерегулируемая иммиграция в Европу — это общеевропейская тема. Европейский совет в 2015 году принял в этой связи широкий пакет мер. Наряду с более активным спасением людей, терпящих бедствие в Средиземном море, и мерами по борьбе с преступной деятельностью контрабандистов-перевозчиков свою роль играет и борьба с причинами бегства и нерегулируемой миграции в странах Африки и Ближнего Востока. Германские политики признают, что вопрос о справедливом распределении в ЕС беженцев по-прежнему требует устойчивого решения на солидарной основе. В 2014 году пять стран ЕС приняли у себя две трети всех беженцев, прежде всего Германия. Ни одна страна в Европе не приняла больше сирийцев, чем Германия.

Отношение к объединённой Европе у жителей других стран может колебаться от восторженности до зависти или злорадства, когда ЕС сталкивается с различными проблемами. Но большинство европейцев осознали ценность единения и не намерены так просто от него отказываться. Так что нашим соотечественникам есть над чем поразмыслить…

(Использованы материалы издания «Факты о Германии»).

Подготовил Вадим Жилко, «ИП»