Внешняя торговля: германский опыт для Беларуси
22 ноября 2016, 14:35

Внешняя торговля: германский опыт для Беларуси

Белорусское руководство в течение многих лет говорит о необходимости развивать экспорт отечественной продукции, завоёвывать новые рынки сбыта. Но, как отмечают многие эксперты, для белорусской экономики характерна чрезмерная зависимость от России, в том числе и в торговой сфере. Не случайно после ухудшения экономической ситуации в союзной с нами державе у белорусских предприятий возникает всё больше проблем со сбытом продукции на российском рынке, а общее сальдо внешней торговли отрицательное.
Поделиться

Любопытно узнать, какова ситуация в этой сфере у такой развитой страны, как Германии. Не сразу, но она завоевала лидирующие позиции в мировой экономике.

Как отмечают специалисты. Германия — ориентированная на экспорт промышленная страна с широко разветвлёнными международными экономическими связями и ярко выраженным экспортным сектором экономики. В ежегодных рейтингах Всемирной торговой организации Германия регулярно фигурирует среди трёх крупнейших стран-экспортёров, вслед за Китаем и США. В 2014 году позитивное сальдо её внешнеторгового баланса составило рекордные 190 млрд. евро. При этом по сравнению с другими странами Германия получает наибольшую выгоду от процесса глобализации, страна наиболее интегрирована в систему мировых хозяйственных связей и опережает по этому показателю США, Сингапур и Великобританию.

Каждое второе евро в Германии зарабатывается за счёт внешнеэкономических связей; примерно каждое четвёртое рабочее место зависит от экспорта, а в промышленности — каждое второе. В сфере внешней торговли оперируют около 800 тысяч предприятий. При этом 685 тысяч предприятий импортируют продукцию из других стран, а 340 тысяч занимались экспортом. Существенная доля в германской внешней торговле принадлежит и более чем 10.700 предприятиям, расположенным за рубежом; в германских фирмах за границей трудятся свыше 7 млн. человек.

В структуре экспорта доминируют автомобили и автомобильные детали, станки, изделия химической промышленности, оборудование для обработки данных и изделия электронной промышленности. На эти четыре группы приходится свыше половины германского экспорта. Доля оборота внешней торговли (сумма импорта и экспорта) в совокупном объёме валового внутреннего продукта составляет почти 90%. Таким образом, в Германии «самая открытая» экономика среди стран «большой семёрки». Для сравнения: аналогичная доля в США – 30%.

Традиционно наибольшая доля германского экспорта приходится на Францию, но в 2015 году на первом месте впервые оказались США. За ними следовали Великобритания, Китай и Нидерланды. По импорту другая картина: наибольший импорт в 2014 году был из Нидерландов, за ними идут Китай, Франция, США и Италия. Непрерывно растет значение экономических и торговых связей с азиатскими государствами. В одном только Китае 5.000 германских предприятий представлены своими инвестициями.

Германские инвестиции за рубежом выросли с 1990 года в пять раз — до 919 млрд. евро. Треть этой суммы была инвестирована в еврозоне. С другой стороны, иностранные инвесторы через участие в германских предприятиях обеспечивают в Германии 3 млн. рабочих мест: объем прямых иностранных инвестиций составляет 458 млрд. евро, это седьмой показатель в мире.

Германия занимает первое место в мире по организации и проведению международных ярмарок. Около 150 проходящих здесь международных ярмарок и выставок ежегодно посещают 10 млн. человек.

Одновременно Германия является перевалочным пунктом для европейских и мировых товаропотоков. Ни через одну другую страну ЕС не транспортируется так много товаров. 3 млн. человек заняты в сфере логистики. Воротами в мир служит Гамбургский порт, в котором ежегодно перегружаются около 9,7 млн. стандартных контейнеров.

Германия выступает за открытые рынки и свободную торговлю на базе чётких и надежных правил. Этой цели служат 227 германских дипломатических представительств за рубежом, 130 внешнеторговых палат, делегаций и представительств германских предприятий в 90 странах, а также Германское агентство по внешнеторговой информации и маркетингу.

Вырабатывая правила для международной торговли, регулируя финансовые рынки, управляя денежными потоками и валютой, Германия активно участвует в выстраивании процесса глобализации. Например, в 2011 году вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли с Южной Кореей, первое с азиатской страной. С тех пор экспорт в Южную Корею каждый раз вырастает примерно на 10%. В 2015 году об аналогичном соглашении договорились ЕС и Вьетнам. Это первое соглашение такого рода между Евросоюзом и развивающейся страной.

Картина, согласимся, впечатляющая. Не следует забывать, что в основе успеха внешней торговли лежит высокий потенциал германской экономики, качество и конкурентоспособность производимых здесь товаров… Так что белорусским производителям есть чему поучиться.

(Использованы материалы издания «Факты о Германии»).