В Германии единой культуры нет! А в Беларуси?

В Германии единой культуры нет! А в Беларуси?

08 декабря 2016, 11:36
Автор:
108
Для белорусских (и не только белорусских) приверженцев национальной культуры странным может показаться утверждение, что «единой культуры Германии не существует».

Однако, по мнению специалистов-культурологов, это именно так: «В Германии сосуществует множество культур. Они зачастую удивительным образом противоположны друг другу, переплетаются друг с другом, отталкиваются или притягиваются. Говорить о Германии как «культурной нации» в XXI веке означает говорить о взрослом, но постоянно развивающемся, живом организме, он многоплановый, удивительно напряжённый и сложный для понимания. Причиной тому отчасти является федеративная традиция страны, которая стала единым государством лишь в 1871 году. Основанная в 1949 году Федеративная Республика и воссоединённая в 1990 году Германия сознательно придерживались федеративных традиций и оставили культурный суверенитет за землями. Лишь в 1998 году возникла должность Уполномоченного по вопросам культуры и СМИ в Ведомстве федерального канцлера».

Благодаря устройству Германии, исторически обусловленному множеством малых и сред-них государств периода раздробленности и автономным городским управлением, сейчас в стране существует около 300 городских и земельных театров, 130 профессиональных оркестров и 80 музыкальных театров. Кроме того, в Германии огромное множество музеев, включая 630 художественных музеев с выдающимися собраниями мирового уровня. Всё это делает немцев лидирующей культурной нацией. В то же время финансовые и иные проблемы заставляют немецкую культуру меняться и искать новые ориентиры.

Слава Германии как культурной нации основана на именах Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Иоганна Брамса в музыке, Иоганна Вольфганга фон Гёте, Фридриха Шиллера, Томаса Манна в литературе. Крупнейший германский музей искусства ныне — это Гамбургская кунстхалле; крупнейший оркестр — Лейпцигский оркестр Гевандхауза; крупнейший кинотеатр — Синемакс в Эссене; крупнейшая театральная сцена — Фридрихштадтпаласт (Берлин); крупнейший фестивальный театр — Баден-Баден.

Фридрихштадтпаласт

Не менее широко и авторитетно представлено и немецкое искусство модерна, причём во всех жанрах.

С другой стороны, Германия не так давно открылась навстречу внешним влияниям, сумев сохранить свои традиции. Молодые художники с миграционным прошлым нашли новые жанровые формы и способы, позволяющие осмыслить встречу и переплетение различных этнических культур в музыке и литературе.

Региональные художественные и культурные центры вместе образуют некое силовое поле, которое отражает Германию в концентрированной форме. Кроме того, на 2019 год запланировано открытие Гумбольдтовского форума в воссозданном дворце в центре Берлина. Этот проект будет содействовать международному обмену знаниями и диалогу культур.

К числу самых инновационных отраслей страны относится культурная и креативная экономика. Доля этого сектора экономики в валовом внутреннем продукте Германии сегодня сопоставима с такими крупными промышленными секторами, как машиностроение. В креативной отрасли работают примерно 249.000 предприятий и 1,5 млн. человек. Её оборот в год составляет примерно 145 млрд. евро.

В основе культурного и креативного производства лежит сочетание художественных, литературных, культурных, музыкальных, архитектурных или креативных смыслов, работ, продуктов или услуг. В структурном плане определяющую роль в отрасли играют фрилансеры и небольшие предприятия (97%). Благодаря программам поддержки стартапов во многих городах Германии появились серьёзные дизайнерские фирмы, компании компьютерных игр. Особенно активно развивается индустрия компьютерных игр, сочетающих кино, видео, музыку, текст и анимацию. Её годовой оборот превышает 31 млрд. евро. Передовиком в развитии креативной экономики является регион Берлин-Бранденбург, где зарегистрированы 200 предприятий. В этом регионе самая плотная инфраструктура производства компьютерных игр, целый ряд вузов, где готовят программистов. За ним идут Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Лейпциг, Кёльн и Мюнхен. Внешняя политика в области культуры и образования направлена на создание условий для развития отношений с другими странами и поддержание диалога между людьми. Эта цель достигается путем учебного и научного обмена и сотрудничества в сфере культуры, образования и науки. К другим задачам относятся поддержка немецкого языка в других странах и создание имиджа Германии как страны с богатой, современной и многоликой культурной сценой. В числе конкретных инициатив — поддержка различных культурных программ вроде выставок, гастролей немецких театров, поддержки литературы и кино.

Причём Министерство иностранных дел реализует лишь малую часть проектов. Прове-дение культурной политики оно доверяет прежде всего гражданско-правовым организациям-посредникам, среди которых Институт им. Гёте, Институт международных отношений, Немецкая служба академических обменов и Фонд им. Гумбольдта. Например, Институт им. Гёте представлен 159 институтами в 98 странах, в том числе в Беларуси. Он поддерживает распространение немецко¬го языка за рубежом и международное культурное сотрудничество.

Современными трендами в культурном диалоге являются цифровые сервисы и новые возможности интерактивного вовлечения. Все проекты исходят из широкого понимания культуры, которая не сводится ни к элитарной культуре, ни к изобразительному искусству. И речь идёт не только о немецкой культуре. Программа по сохранению культурных ценностей поддерживает сохранение значительных историко-культурных памятников по всему миру. С 1981 по 2015 год Германия поддержала более 2.700 проектов в 144 странах.

(Использованы материалы издания «Факты о Германии»).