Коляда — православная, но больше языческая

Коляда — православная, но больше языческая

12 января 2018, 22:05
338
Многие из нас с нетерпением ждут, когда 13 января начнёт вечереть. Кто-то поутру сварил "кутью" и сходил на церковную службу. А вечером - от мала до велика - пустятся в "колядование". 

Одни будут восхвалять Рождество библейского младенца, иные — языческого бога Коло (Солнце). А, может, то и другое — одновременно. Признаться, такой симбиоз как-то «напрягает», но приходится проявлять толерантность. 

Во-первых, дату «13-е» связывать с празднованием Рождества — как-то душевно не комфортно. А традиции гаданий «на суженных» в канун Рождества старого календаря для меня, православного человека, — не вообразимы. Даже само функционирование «старого календаря» параллельно с новым для меня — весьма печальный факт. И «колядование» как попрошайничество за поздравления по поводу рождения Иисуса — тоже каким-то неадекватом кажется. 

Почему происходит такое слияние — дело не хитрое: из-за объединения верований при Крещении Руси в виду торговых интересов. Подумалось только: поменьше бы таких «крещений в виду интересов». 

Конечно, многие из нас относятся к «колядованиям» как к некой безобидной экзотике или весёлому развлечению. Особенно детвора, которой всегда радостно получить «на дармовщинку» сладостей и денежек, что у родителей не всегда в достатке.  Знаю несколько многодетных семей, где дети ждут Коляды с отчаянной надеждой… Да и всяк из нас не прочь иной раз «потусить» в компании на свежем воздухе. Не так уж много в нашей местности праздников с народными гуляньями, — что там говорить…

Согласно православию, Коляда — название рождественского сочельника, Рождества Христова, образовано от слова «круг» или «коло» — это колесо, делающее поворот на весну. Это был день зимнего солнцестояния. 

Согласно язычеству, Солнце появилось благодаря богине Коляде, а змей Коротун постоянно готов  уничтожить наше святило. Чтобы противостоять, наши предки исполняли песни, дающие Солнцу силу. Солнце становилось стариком Хорсом, в самую длинную ночь оно умирало, чтобы возродиться Младенцем Коло. 

Языческие празднования слились с днём рождения Иисуса Христа, и Святки стали отмечаться 6 — 19 декабря, т.е. от Рождества до Крещения. Многие исследователи народных традиций считают, что колядные песни возникли на почве веры древних людей, что духи умерших предков раз в году возвращаются к родственникам, чтобы похвалить или наказать за неблагие деяния. Отсюда —  образы чертей, ведьм и пр. С приходом Христианства тексты песен изменились, в них появились герои из Библии. Коза, к примеру, стала выражать защиту жилья от «тёмных сил», приносит радость в дом и урожайность полям.

Одни колядники предпочитают наряжаться в безобидных «ангелочков», новогодних персонажей или Символ года. Поют хвалы рождению библейскому младенцу, расхаживая с Вифлеемской звездой или вертепом. Споют заздравное: «Христос родился!..» или прокричат в унисон: «Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!..» и подставляют карманы для щедрот за свои старания. К таким колядникам я отношусь с юмором и лояльностью.

А иные колядники исполняют песни-заклинания с вкраплением «чертовщинки», насадив на шест Коло (символ Солнца). Многие из них спьяну грохочут в стёкла, и, прокричав в унисон кричалки-заклинания, требуют денег или спиртного.  Вырядившись «в цыган с медведем» либо в «чертей с козлом» они ведут себя весьма вызывающе. А поют они что? «Я коза-дереза из Москвы приехала, дайте рубль или два, чтоб назад уехала!» И ещё такое: «Дай рубль и пятак — не уйду просто так!» Или вовсе: «Кто даст коляды, тот будет князь, а кто не даст — того в грязь!» Или «Кто не даст пирога — сведём корову за рога, не дадите ветчины — расколем чугуны»…  «А у деда — борода, в бороде той — воши… Доставайте гроши!» Бывает и такое: «Или сена клок — или вилы в бок!..» Бывало, и калитку многим такие колядники снимали с завесов, и стекло подкладывали сверху на печной дымоход, и двери подпирали снаружи… Признаться, подобный фольклор как-то не вдохновляет на щедрость и даже дверь открывать бывает как-то «стрёмно»…

Что принимать из православия, а что — из язычества, — дело каждого из нас. Я тоже для себя выбор давно сделала…