Лунинецкий ВИА ещё жив!..

Лунинецкий ВИА ещё жив!..

16 марта 2018, 12:59
707
Александр Игнатюк относится к поколению лунинчан, которое жило во времена вокально-инструментальных ансамблей. Он даже был одним из первых лунинецких барабанщиков и участвовал в концертах вплоть до появления современных дискотек.  

До 80-х годов понятия «дискотека» не существовало, взрослые собирались на «вечёрки» по домам, а молодёжь ходила на танцевальные вечера в школу. Плясали под гармонь, крутили виниловые пластинки. В 70-е годы в Лунинце начала появляться современная аппаратура, и танцы стали организовываться в Домах культуры и на танцплощадке.

Александр Игнатюк

«Акустические гитары у моих сверстников начали появляться ещё в школьном возрасте, — припоминает Александр Николаевич Игнатюк. – Электрогитары были чересчур дорогими, мастерили их собственноручно.  А звуковых усилителей поначалу не было, габаритные динамики были роскошью».  

Александр Игнатюк, Валентина Савинкина, Елена (работница РДК), Александр Лошко, Николай Ивашкевич, Татьяна Конопацкая, Николай Сыцевич

В 1967 году Александр Игнатюк был призван в армию. После возвращения он влился в творческий коллектив районного Дома культуры (нынешнее здание католического костёла). В организации уже имелись ударная установка, микрофоны, усилители… Некоторые из музыкантов работали в музыкальной школе, приехав на трудовую отработку, но большинство были местными. «Меня приняли в вокально-инструментальный ансамбль барабанщиком, — рассказывает он. — Руководил ансамблем методист РДК, клавишник «Ионики» и соло-гитарист Александр Лошко.  Я играл на ударной установке, попеременно с Володей Галко. Были ещё барабанщики Губчик и Хведченя… Коля Сыцевич играл на ритм-гитаре, Саша Макаров попеременно с Васей Ковальчуком были бас-гитаристами. На саксофоне и кларнете играл сначала Боря Мучник, потом Володя Шворин. Позже клавишницей стала нынешний педагог ДШИ Валентина Савинкина, а потом Саша Веселовский. Саша Баран играл на трубе. Солистками у нас были в разное время Аня Капралова, Маша Курсевич и Инна Иванова».

 

Александр Игнатюк во время беседы с автором данного материала позвонил бывшему звукорежиссёру ансамбля Павлу Носковичу, и тот о себе рассказал следующее. Занимаясь установкой радиостанций и являясь «электронщиком» в былом СХТ, в ансамбле он занимался звукооформлением концертных выступлений. В 1977 году лунинецкие зрители впервые лицезрели цветную светомузыку, которую он соорудил собственноручно. «В РДК мне предоставили разноцветные софиты. Я соорудил светомузыку так: на диапазон высоких частот реагировал синий, средних – зелёный и низких – красный софит, а «канал покоя» горел жёлтым. В ДКЖ ещё до меня висел крутящийся два оборота в минуту зеркальный шар полуметрового диаметра, на него светили прожекторы и создавался эффект светомузыки, — припоминает Павел Логвинович. – В дополнение к этому я провёл разноцветную гирлянду вдоль сцены. Жёлтый был «канал покоя», красный светился от звучания бас-гитары, зелёный реагировал на басы любого инструмента, синий реагировал на соло-гитару».

Валентина Савинкина

Валерий Добрынец с самодельной электрогитарой

Опробовать светомузыку в Доме культуры железнодорожников было решено на концерте после районного совещания представителей сельского хозяйства. Поначалу присутствующие не стали танцевать, а с восхищением рассматривая модное «ноу-хау». А после концерта благодарили музыкантов за приятные впечатления от спецэффектов и исполнительское мастерство.

 

Лунинецкий ансамбль выступал с песнями в заключительной части концертов.  Исполнялись песни Юрия Антонова, Раймонда Паулса, групп «Битлз» и «Синяя птица». Коллектив прославился на таком уровне, что дважды удостоился выступить на белорусском телевидении. В первый раз лунинчане участвовали в концертной программе, а второй раз их приглашали на персональные 40 минут эфира. «На съёмки в Брест ездили Лошко, Сыцевич, я, Савинкина и Макаров. Помнится, что первый концерт шёл в прямом эфире, специально были пошиты новые костюмы (бордовые брюки и яркие разноцветные рубашки) и что за оба выступления нам платили баснословные гонорары», — констатирует собеседник.

Деповской хор исполняет

Со временем коллектив стал три раза в неделю проводить танцевальные вечера в Доме культуры железнодорожников и РДК, а летом — на танцплощадке (на территории нынешнего стадиона «Полесье»). Был заключён долгосрочный контракт с бывшим рестораном «Припять» (ныне – кафе «Отдых»). Концертные программы по-прежнему не обходились без их участия.

Репетиции проходили допоздна, начинаясь в послерабочее время. Порой музыканты организовывали так званые «квартирники» на дому у кого-то из них. Обсуждали творческие моменты, предлагали для исполнения репертуар… Когда ребята обзавелись семьями и у многих появились дети, коллектив прекратил существование. Лишь А.Лошко остался аккомпаниатором в деповском хоре.

На свадьбе у Сыцевичей - Александр Игнатюк, Елена Солоснюк, Николай Сыцевич, Василий Ковальчук с девушкой, Валентина Савинкина, Александр Лошко

Каждый из музыкантов, с которыми автору материала довелось пообщаться, — люди преклонного возраста, неразговорчивые, скромные, слегка пугливые на официоз… Поэтому беседа о том, как нынче живётся каждому из них, протекала не долго. А насчёт фотографий — у каждого их оказалось не более пары-тройки, чёрно-белые, обветшалые… «Владимир Шворин живёт нынче в Израиле, приезжает летом в Лунинец к брату. Кроме меня с Пашей и Володей, в живых ещё точно Валентина Савинкина, — констатирует собеседник. — Фотографии у нас сохранились только чёрно-белые и все они любительские, сделанные мной. Приятно, что о нас ещё вспомнили, даже когда ВИА вышел из моды и многие из нас уже достигли семидесятилетнего рубежа».