Лапти – экологичная обувь, говоря современным языком. Чем они хороши рассказал мастер, знающий в них толк
17 сентября, 17:05

Лапти – экологичная обувь, говоря современным языком. Чем они хороши рассказал мастер, знающий в них толк

Секретами почти забытого ремесла владеет народный мастер Федор Булыга из агрогородка Вулька, что в Дрогичинском районе. Он плетет их с 12-ти лет.
Поделиться

   Лапти сегодня пользуются спросом у хозяев агроусадеб, музеев, фольклорных коллективов и коллекционеров. На Брестчине мастеров, знающих секреты их плетения, можно по пальцам одной руки пересчитать.

Фёдор Булыга родился и вырос на Столинщине. Учился плести лапти с 12-летнего возраста у своего отца. Навыки по изготовлению дешевой крестьянской обувки передавались в семье из поколения в поколение. Когда-то другая обувь многим была просто не по карману. «В лаптях даже в гости и на танцы ходили, – вспоминает мастер. – В одной паре шли, а сменную, которая поновее и получше, несли, перекинув через плечо».

Федор Булыга со своими изделиями

В детстве Федор пас скотину (свою и других сельчан) и, конечно, обувал лапти. В них и по болоту, и по лесу ходить удобно. Вода как попадает внутрь, так и вытекает, лёгкие «лодочки» не отягощают при ходьбе, ноги в них «дышат». Говоря современным языком – экологичная обувь.

Лапти на Беларуси как вид обуви сельского населения известны с XVI-XVII вв. Они были в ходу вплоть до середины XX в. В разных регионах лапти бытовали под разными названиями: «постолы», «лыки», «лозовики»… По их фасону можно было судить, из какой местности человек. На Полесье, к примеру, были распространены «зрячие» лапти из лозы или липы с открытым носком. Их надевали на онучи (летом — из беленого полотна, зимой — из кусков старого андарака). К ногам чаще всего крепились оборами (веревочками) наподобие греческих сандалий.

 Федор Булыга и его жена Евдокия Игнатьевна обеспечили лаптями многих сельчан в Вульке и окрестных деревнях Симоновичи, Осовляны и др. Интерес к эксклюзивным изделиям проявляют музеи, хозяева агроусадеб, которые хотят встречать гостей в национальных строях. А где еще купят старинную обувь фольклорные коллективы? Деятели киноискусства, по словам умельцев, к ним пока на обращались. Но кто знает, может пытливого режиссера завтра осенит идея снять фильм исторической тематики, чтобы проникнуть вглубь загадочной белорусской души: «А хто там ідзе у агромністай такой грамадзе?..

 Евдокия Игнатьевна еще и прядет

Кроме лаптей, Федор Федорович плетет кошики для грибов и даже добротные детские кроватки. Много времени супруги посвящают работе на приусадебном участке, где растут картофель, малина, клубника, плодовые деревья. Сразу и не скажешь, что это люди почтенного возраста (хозяину скоро 80 исполнится). А когда на деревенской гулянке берет в руки старинную гармонь (хромку) – невозможно устоять. Особенно если жена Евдокия Игнатьевна (обладательница красивого голоса) начнет подпевать.

Семейная пара побывала во многих городах Беларуси, включая Минск и Слоним. В польском Люблине тоже выступали. Становилась лауреатом районных, областных и республиканских конкурсов народного творчества. Кстати, на таких фестивалях лучше всего и продается их «хит» – лапти.

Секреты плетения

 В качестве материала для плетения лаптей мастер использует лозу. Заготавливает ее в окрестностях деревни в период с марта по июнь, пока кора не затвердела, режет на полоски. Такие заготовки (лыко) в мотках хранятся сколь угодно долго, только перед работой для мягкости их надо замочить на сутки в воде.

– Берем по две полоски лозы в каждую руку, скрещиваем их посередине. Затем все концы, идущие вверх, загибаем через середину вниз. В руках окажется восемь концов. Заплетаем их так, как плели бы косу…

В исполнении мастера плетение крестьянской обувки кажется делом нехитрым, но это только на первый взгляд. За день он успевает изготовить две пары лаптей.

Недавно Федор Федорович и Евдокия Игнатьевна побывали в Березе, где провели мастер-класс по плетению лаптей в районном центре молодежного творчества. Подростки, которым все это было в диковинку, с интересом наблюдали за процессом. «Хотелось бы, чтобы кто-нибудь из молодых людей всерьез заинтересовался этим ремеслом, – мечтает дрогичинский мастер. – Что ни говори, это часть нашей культуры и нашей истории».

Федор Федорович и Евдокия Игнатьевна возле своего дома

 Федор Булыга