Модернизм по-лунинецки
26 октября, 11:21

Модернизм по-лунинецки

Тема нашей беседы с известным краеведом Святославом Яночкиным - полесский модернизм в лунинецкой архитектуре 1920-30-х годов.
Поделиться

— Святослав, наш скромный город не у каждого ассоциируется со всемирно известными архитектурными стилями и течениями. И вдруг — модернизм в Лунинце! А что это такое – «модернизм»?

— Как пишет Википедия, архитектурный модернизм (фр. modernisme, moderne — новейший, современный) — движение в архитектуре двадцатого века, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от художественных стилей прошлого.

Модернизм охватывал период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы, когда в архитектуре возникли новые тенденции искусства постмодернизма.

Архитектура модернизма должна была обеспечить каждого человека солнцем, пространством и зеленью, здание должно быть функциональным, эстетичным и экономичным, а жилое здание – ещё и практичным. Результатом развития модернизма явился отказ в ХХ веке от строительства домов-колодцев, жилых комнат с небольшим остеклением, узких улиц городов.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или железобетонного каркаса),
  • рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства,
  • «интернациональный» характер.

Архитектурная форма — лаконичная и строгая, рациональная и функциональная: горизонтальные линии, закруглённые углы при острых деталях на фасаде, высокие ленточные окна, круговые элементы, плоские и псевдоплоские крыши. Отсутствие декора компенсировала выразительность формы.

— Перед тем, как обратиться к лунинецким примерам, — несколько слов об архитектуре модернизма в целом в Беларуси…

— Волею судьбы в 1920-30-е годы Беларусь оказалась разделена между польским и советским государствами.

 На «востоке», в БССР, модернизм реализовывался в виде конструктивизма и авангарда 20-х годов, на смену которым пришел в 30-х годах социалистический реализм.

В Западной Беларуси развитие этого архитектурного стиля было обусловлено другими процессами. Модернизм в польской архитектуре включал в себя 3 течения:

— романтический национальный модернизм. Характеризовался высокими черепичными крышами, парадными входами с колоннадами домов, балконами — мансардами и террасами. Этот стиль характерен в застройке кварталов для госслужащих в Бресте, Браславе, Новогрудке, Несвиже и Глубоком…

— функционализм. Архитекторы, увлечённые авангардом и идеями Ле Корбюзье, немецких и голландских модернистов, создавали современные дома для «новых» горожан в духе минимализма. Эти здания характеризовались закруглёнными углами, широким остеклением лестничных пролетов и т.п.

— монументализм элегантных и стильных общественных зданий.

Как пишет брестский исследователь Ирина Мороз, полесский, или брестский, модернизм – модернизм провинциальный. Чаще всего строились низкоэтажные частные дома, виллы, «аккуратные городские усадьбы, дома для жизни», с цветниками и небольшими огородами. «Брестский конструктивизм», он же «полесский модернизм», характеризовался имитацией или стилизацией под плоскую крышу.

— А теперь, если можно, подробнее о лунинецкой архитектуре…

— Этот архитектурный стиль оставил свой след и на Лунинетчине. Вот лунинецкие примеры архитектурного модернизма.

1. Здание Лунинецкого поветового староства – яркий свидетель монументализма. Годы постройки 1936-37. Даже потеряв в войну правое крыло, здание впечатляет своей строгостью и символизмом. (Фото №1).

2. Здание казарм 3-го батальона 84-го полка пехоты Полесских стрелков. Годы постройки 1938-39. (Фото №2).

3. Лунинецкий костел. 1931-32 гг. Скромный, лаконичный, функциональный. (Фото №№3, 4).

4. Дом купца Вольфа Марона – еще один сохранившийся свидетель эпохи, очень симпатичный и интересный. (Фото №5).

5. Магазин Бесана. После многих перестроек и реконструкций, здание до сих пор несёт характерные черты полесского модернизма. (Фото №№6, 7).

6. Здание бывшей гостиницы на ул. 3 Мая (ныне Фрунзе) с модернистским фасадом. (Фото №8, 9).

6. Отдельные черты стиля, с элементами эклектики и декора в «еврейско-мавританском» стиле, сохранили Торговый дом Левина – нынешнее здание краеведческого музея — и «каменица» Ноаха Каца. Оба построены в 1929 году. Декор каменицы Каца, увы, не сохранился. (Фото №№10, 11).

Многие лунинецкие свидетели эпохи полесского модернизма не дошли до наших дней.

7. Здание 7-летней школы «повшехней», построенное в 1930-31 гг., взорванное в 1944 г. Находилось на месте нынешней СШ №1. (Фото №12).

8. Здание новой гимназии им. короля Владислава Ягайло на углу Широкопесковой (ген. Перацкого), ныне Красной, Окружной и Объездной. Разделило судьбу 7-летней школы. (Фото №13 — с аэрофотоснимка 1944 года).

9. Особое внимание заслуживает здание Лунинецкой сельской гмины. Оно было ярким представителем архитектурного модернизма. На нём мне хотелось бы остановиться отдельно. (Фото №14).

После создания в 1928 году сельской гмины Лунинец было принято решение построить для неё новое административное здание. Строительство продолжалось в 1932-35 годах. В здании воплотились главные черты модернизма с элементами монументализма, оно контрастировало со скромной одноэтажной деревянной городской застройкой. 

Автору попался в руки номер 243 газеты «Kurier Polski» (Курьер польский) за 4 сентября 1937 года. В рубрике «В свете прессы», со ссылкой на одноименную статью «Виленского курьера» — «Войты во дворцах», автор в гиперболической форме, со множественными метафорами, критиковал практику строительства в восточных воеводствах шикарных люксовых резиденций государственных учреждений. Аргументами были общая бедность, море первоочередных более важных задач и неадекватность огромных смет на строительство бюджетам местного самоуправления.

 В качестве примера приводилось здание Лунинецкой гмины. Вот как его описывал автор «Виленского курьера»:

«Осматривал я одно такое здание в Лунинце. Здание? Не просто здание! Такой вилле, такому дворцу позавидовали бы Висла, Юрата (морской польский курорт) и любой другой представительный курортный город. В этом строении, конечно, располагается и жилище войта гмины Лунинец. Стеклянная крыша, разнообразие, все удобства! Злые голоса поговаривают, что крыша здания раздвигается, и в знойные дни пан войт без проблем может загорать, не входя из своей квартиры.

Лично я сей факт не проверял, всё может быть. Не хватает только висячих садов Семирамиды. Похоже, что в тех краях таких монументальных зданий есть ещё больше. Каждая гмина считает делом чести построить себе дворец. Старые заслуженные деревянные дома, в которых раньше размещались государственные учреждения, уходят в небытие…»

К сожалению, в Лунинце не было построено домов в духе романтического национального модернизма, хотя проект нового Народного дома был выполнен в этом стиле в 1925 году. (Фото №15).

— Во Вторую мировую войну Лунинец сильно пострадал, многие здания были разрушены. И всё же некоторые из довоенных модернистских построек, как мы видим, уцелели.

— Следует отметить, что в послевоенное время традиции функционализма – конструктивизма — модернизма на лунинецкой земле продолжились. Ярким символом этого явилось здание средней школы №1, построенное в 1950-х годах на месте взорванной фашистами в 1944 г. 7-летней польской школы. (Фото №16).

Прелесть полесского конструктивизма и модернизма – яркая и интересная часть культурного, исторического и архитектурного наследия. Дай Бог ей радовать наш глаз ещё многие годы и десятилетия!